Дмитрий Крупский
Персональный сайт

Музыка >> Студия >> Персональная студия и SBLive!
Плагины, программы обработки звука, методики работы - советы профессионала.
Материалы ноября 2002

Порывшись в своей переписке, я в очередной раз порадовался, как много полезных советов дал мне в свое время звукорежиссер и музыкант Shure Worm. Разговор шел об использовании звуковой карты Creative SBLive! в домашней звуковой студии, собранной на базе персонального компьютера, а также обсуждались плагины обработки звука, методы работы, виртуальные синтезаторы, другой полезный софт - и даже, слегка, синтезаторы железные - Korg Karma и Korg Triton.

И хотя прошло с тех пор полтора года (сейчас на дворе май 2004-го), большинство из сказанного, на мой взгляд, совершенно не устарело. Я отобрал отрывки из наших писем и придал им более-менее логически связанный вид. Думаю, что многие из советов могут оказаться полезными начинающим музыкантам, работающим со звуком на компьютере.

Это не все, чем я могу поделиться :)
Посмотрим... если увижу по откликам, что это интересно - продолжу в том же духе.

Благодарю Shure Worm'а за разрешение обнародовать эти материалы.

  Рейтинг@Mail.ru  

Shure Worm:

Дим, привет!

Хочу более подробно рассмотреть вопрос о конфигурации "комп + SB Live!". Сам я Live'ом не пользуюсь, да и не очень люблю эту платку, но твердо знаю, что сделать на ней профессиональный продукт абсолютно реально! Так что немножко поподробнее хочу коснуться софта и его юзанья. Заранее извиняюсь, если ничего нового для тебя не скажу, но... Чем черт не шутит!

Итак, что мы имеем? Достаточно бедный GM-набор + возможность использования SF немножко эффектов. Первое. Эффекты долой. Качество их оставляет желать лучшего, так зачем? Все MIDI дорожки (GM) по одной аккуратно переписываем в WAV'ки. И дальше обрабатываем исключительно DX или VST плашками. На реверы/хорусы/дилеи много внимания лучше не обращать. А вот комбинация эквалайзер+компрессор+эксайтер, по себе знаю, способна заставить звучать самый вшивый тембр от Casio CTK xxx. Рекомендую плагины: DSP FX parametric EQ, DSP FX aural activator, DSP FX optimizer, Waves C1 classic compressor, Waves Audiotrack, BBS Sonic Maximizer...

Дмитрий (это я) отвечает:

MIDI дорожки, конечно, обязательно переписываем в WAV'ы. Причем не записываем воспроизведение MIDI звуковой картой, а используем программный рендеринг, не так ли? Типа там Audio Compositor (я использую) или тот же GIGAsampler, да? Качество сразу на одну ступеньку повышается.

Shure Worm:

Тут все неоднозначно... Ориентируйся на удобство работы и на качество на выходе конкретно своего аппарата. Мой друг Сергей, например, GM с SB Live! пишет звуковой карточкой, а Gigasampler - рендерит, и все у него вполне клево звучит. Gigasamler я рендерю, а MIDI с SW пишу через пульт, и у меня все вроде нормально. Еще товарищ GM пишет через пульт, а Gigasampler рендерить у него не выходит - драйвер Deltы 66 комп вешает, поэтому он Giga назначает на выход 1-2 и двумя шнурками джек-джек втыкает во вход 3-4 и пишет Giga прямо в секвенсере, и у него тоже вроде все симпатично. Другой мой товарищ все драм-треки сбрасывает сперва с компа на аналоговый магнитофон, потом обратно в компьютер, и говорит, что от этого звук барабанов становится лучше. Может быть... Слушаешь то, что он делает, - там все действительно очень хорошо, но насколько это хуже звучало бы, если бы он барабаны прописал просто так - сказать не могу, не слышал!

В общем, тут сколько хозяек, столько и рецептов. Я тебе информацию подкидываю, а ты не вздумай делать так, как я говорю, сперва проверь :-)

А SF лучше все-таки не использовать. Профессионально звучащик саундфонтов я просто еще ни разу не слышал. Если у тебя есть таковые - другое дело. Но лучше используй Gigasampler или Gigastudio - Live! с ними прекрасно работает, а тембра для GIG есть такие, что 01/W или Trinity могут позавидовать. Проблема найти сами диски. У меня на винте лежит один гиг проверенных, клевых семплов, которого мне хватает по уши. Правда, у меня на Ямахе тембра не такие, как у Live!, да и побольше их. Так что те люди, котоые работают с SB, отводят под GIG'и гигов десять (каламбур, блин).

Использование хороших виртуальных синтезаторов, типа Reason, BlueBox или ReBirth - это есть гут, НО ВСЕГДА лучше перегонять их в wav'ки, вставлять в секвенсер и обрабатывать уже там.

Дмитрий:

Насчет Reason... тут я что-то не понял. То есть по дизайну-интерфейсу-удобству, наверное, это вещь, но качество звучания у нее уж какое-то невероятно убогое. Я посидел несколько вечеров, но как-то ничего не получилось... не знаю, почему. Люди хвалят... :о(

Говоришь, профессионально звучащих SF2 еще ни разу не слышал? А почему так - не совсем понимаю. Казалось бы - ну возьмите, отсемплируйте звучание самого что ни на есть хорошего синтезатора... или живого инструмента... ну, оно будет малость статичным, но нет не менее...

Shure Worm:

Тут все просто. Во-первых, у SF семплирование 16-битовое, а сейчас 16 бит - сам знаешь. У любого хорошего инструмента звук минимум 20 бит. Например, у меня две Yamahи - SW60-XG (18 бит + 32бит железный DSP) и HARMONY XG - 16 бит и DSP виртуальный. А наборы тембров MIDI и там, и там - XG, одинаковые, за исключением 32 юзерских пресетов у SW60. Так вот, SW60 звучит на порядок лучше, хотя вроде бы что могут дать лишние два бита...

А во-вторых, мне кажется, что сам движок у саундфонтов долбанутый. Вот Gigasampler - такой же софтверный семплер, как SF, и звучит он круто. Разница - поддержка 24-битовых семплов, возможность читать диски с AKAI S1000 (здорово!!!), и то, что семплы играются прямо с винта, а не грузятся в память,и все. Но я-то работаю в 16-ти битах, а он все равно звучит лучше.

А Reason не зря хвалят. Встроенные синтезатор. плюс семплер, плюс драммашина, работа с лупами и мультилупами - штука хорошая. Сам, правда, не юзаю - мне и своей кухни хватает. Зато один фанат Windows XP, под которой Gigasampler не пашет, вместо Giga использует именно Reason, и успешно, так что тут есть над чем поразмыслить...

Дмитрий:

А ты сам все-таки в "своей кухне", если не Reason, что используешь? Gigasampler?

Shure Worm:

Лично я всю вертикаль в какой-нибудь пьесе сразу разделяю на две большие группы. Допустим, мне нужно написать что-то современно-жутко-попсовое типа группы "демО". Пробивная зубодробильная бочка - у меня на Yamahе такой нет, значит - семплер. Железо у барабанов - сойдет и GM, только вот Crash там больно мягкий. Семплер. Бас... Неее, на карточке такого точно нету. Семплер. Вот первая группа - та группа тембров, которая определяет ХАРАКТЕРНОЕ ЗВУЧАНИЕ пьесы, в данном случае - бочка и бас (хорошая группа "демО"...). А ВСЕ остальное - пады, аккордовые офф-биты и всякие арпеджии прекрасно лягут и GM-овские, чего голову ломать?

Вот еще - я знаю, что у меня среди семплов есть шикарное пианино и великолепный контрабас (acoustic bass я имею в виду). И если делается что-то джазовое, у меня даже вопросов нет - тут юзать надо Gigasampler. А остальное можно брать с Yamahи - гитара там вполне приличная, тенор-сакс и труба - тоже. А вот у SB Live! GMная джаз гитара ( 27) пойдет, а вот сакс - фигушки, дохлый он. Поэтому Сергей (знакомый, у него все прям как у тебя, только вот в качестве MIDI-клавы у него Roland JX8P стоит) с гигасемплера обязательно берет и сакс.

Вообще это похоже на второе блюдо за обедом. Куриная спинка в белом соусе - это главное, ее и выберет, и приготовит лично шеф-повар (gigasampler), и в меню ее напишут на первом месте. А отварной рис - это гарнир, тут и Тетя Даша (GM) прекрасно справится.

На Артефакте все пьески, которые я присылал - это Yamaha SW60-XG в чистом виде. Кроме двух. Та, которая с аннотацией "дань детской любви к SPACE" - это голый Gigasampler. Аналоговые звучки от Oberheim, Roland и Matrix + барабаны от Roland CR78. А та, которая "немного грустной попсятинки" - это как раз Gigasamplerное пианино на фоне Yamahи. Но это так, к слову.

Дмитрий:

А для окончательной обработки и сведения?

Shure Worm:

Рекомендую опять же DSP FX, Waves, BBS. Где сводить, мы уже обсуждали много. Мне нравится SAW Pro, тебе Cubase VST - ну и ладушки. А для шлифовки уже сведенного материала чудно подходят Tape Simulator, а лучше T-Racks - потрясная прога специально для мастеринга. Это не плагин, она сама по себе работает. Эмулирует три ламповых процессора - параметрический эквалайзер, компрессор и лимитер. Результат на выходе великолепный, иногда, когда нет времени на серьезную работу - включаешь какую-нибудь самоиграйку типа Band-in-a-Box, рисуешь минут за 10, доигрываешь темы минут за 10 - и в T-Racks. Слушаешь - и удивляешься: вроде бы фуфло нарисовал, а звучит прилично :-) Ну и серьезные вещи тоже хааарошо доделывает сия программка, цены ей нету... Особенно с живыми инструментами/вокалом. В нем даже встроенные пресеты очень хороши...

И да зазвучит твоя кухня, как Emulator II, Korg KARMA и Roland XV-88 вместе взятые! :-)

Дмитрий:

Что такое Емулятор II - не знаю. С Кармой я довольно плотно посидел в магазинах... в принципе, вещь! но уж больно эти GE навязчивые... сами везде пихаются... почти не модифицируются... или я не разобрался... не знаю, может грядущий софт под РС спасет это дело.

Вообще, железо - это большая отдельная тема. Сдается мне, что нужно разориться, более или менее, и все же приобрести железное что-то. Пусть Б/Ушное (помнишь, ты о Ямахе вздыхал?) или даже новое. Но беда-то в том, что проблемы все же в голове... и наличие Фотошопов с Корел Дро не спасает, если ты не художник. В первый момент кажется - о, блин, тень сама нарисовалась! о, подсветка (или что там еще)... А потом понимаешь, что...

Я работал в рекламном агентстве, и навидался инженеров, которым кажется, что они поднаторели в Фотошопах... ХА. ХА. ХА. А потом приходит художник после училища... оно сразу и видно. ВИДНО, и даже не спорь!! :о) А компьютер он, при необходимости, за неделю освоит (ну, или за месяц :о)

Так что и здесь. Если в голове музыка играет, одно дело. А без этого и Роланды не спасут. Нет?..

Shure Worm:

Что касается железных синтезаторов - не лей мне чай на спину в смысле не сыпь мне соль на раны... У Roland'а вышла новая машинка - RS5. 24-битный звук, живые контроллеры, 750 тембров (21 набор ударных) и т.д. Стоит "всего" 600 баксов... Хожу и облизываюсь. Получил отпускные - решил копить на это чудо, купил баксы и полтора месяца не пил пиво. Но черт попутал, сменил видюху на компе, купил модем и микрофон Shure SM58 - повезло, кстати, невероятно. Нулевый - и за 50 баксов!!! Такое раз в жизни бывает! Теперь надо начинать копить заново...

Вообще, как ни крути, а software железо еще долго сменить не сможет. Раньше брал я с работы микрофоны всякие - Прологи долбанутые, Ультравойсы противные и т.д., пилил их плагинами разными, ну и все равно дерьмо получалось. А вчера вот накладывал вокал на минусовку - всего то сменилось: нормальный микрофон; пульт тот же, звуковая платка та же, колонки те же, плагины те же... Обработки - чуть-чуть компрессии и совсем чуть-чуть (0.5% от исходного сигнала!) реверберации... Нет ее считай, обработки-то... А вокал дышит, живет, искрится, я такого кайфа давно уже не ловил...

Дмитрий:

По моим понятиям, software НИКОГДА не сможет заменить железо. Принципиально. Конечно, возможности обоих растут, и нынешняя персоналка дает возможности, которые мне 20 лет назад и не снились, но железо всегда будет впереди. Просто потому, что персоналка - универсальный ширпотреб. А в железе - процессоры специализированные, и вся начинка тоже, все процессы оптимизированы именно под звук, и аппаратно, и программно. Поэтому... никогда. Есть, конечно, всякие DSP-процессоры для персоналок, ну так это уже и не совсем компьютер. Это уже частично то самое "железо", хоть и без клавиш.

Ты говоришь, у любого хорошего инструмента звук минимум 20 бит? Здесь ты меня пугаешь. Что же, Корги Тритоны, дорогущие штуки, лучший синтезатор 2000 года (или 1999?), да и щас не последний, равно как и упоминавшаяся Карма - устаревший хлам?? У них, знаешь ли, семплы 16 бит. Правда, внутренняя арифметика 24 бита, а у Тритонов и на выходе 24 в цифре, но это ж не семплы... у меня в Кубейсе тоже 32 бита арифметика... а семплы-таки 16. Я, честно тебе признаюсь, присматриваюсь к Карме или Тритону ЛЕ, так что, зря?..

Shure Worm:

С одной стороны, у Korg Karma, тем более у Korg Triton, звук все-таки 24 бита. Он 24 бита даже у 01/W, а это все-таки 93-й год... С другой стороны, я уже писал: 16-битовый Giga звучит на порядок лучше 16-битового SF, так что похоже фирмы-производители вешают лапшу на наши многострадальные уши. Я знаю, что Karma - хорошая вещь, а Triton - еще лучше. Я это СЛЫШУ. А что у ей в паспорте написано... По барабану!!!

Кстати, о Live! Если ты не в курсе, думаю тебе будет интересно. На базе Live! можно сделать кррррутой звук, даже совсем-совсем профессиональный. Суть рацпредложения такая: забываем про аналоговые вход/выход, покупаем какой-нибудь дешевенький (~$200) АЦП/ЦАП конвертер типа Flying Calf от MIDIMAN, и коннектимся через него к SB Live! по цифре. Сам не слышал, но говорят, что схема сия поднимает качество Лива на уровень ничуть не ниже всяких там Лейл, Дельт и Пиннаклов, а по цене получается дешевле. В инете есть инфа на эту тему, поискай, если время есть. Вдруг получицца.

Дмитрий:

Про подключение плат оцифровки к SBLive! слышал маленечко. Что-то мне EgoSys Wave Terminal рекомендовали на эту тему. Щас новый вышел, там вообще оцифровка 192 кГц и 24 бита на входе. Входа, кажется, два (?), так что он заодно немножко, наверное, и микшер заменит. При цене порядка $280. Ну, не все сразу...

Ты говоришь "...у Karma, ТЕМ БОЛЕЕ у Triton... Я знаю, что Karma - хорошая вещь, а Triton - еще лучше"...

Так вот никаких "ТЕМ БОЛЕЕ" :о). Карма в смысле качества звука - это Тритон без компромиссов. А Triton Le - вообще урезанный, там один процессор вместо двух Карминых (или Тритоновых). Один из которых - это ядро плюс один разрывный эффект, а второй - еще четыре разрывных эффекта. Так вот этих четырех у ЛЕ нету. У Кармы - пять, а у ЛЕ - один. (Кроме того, автор Кармы заявляет, что и мощность процессора Кармы в три раза выше (прогресс, блин, годы идут), чем даже у Тритона, соответственно, в шесть - чем ЛЕ, но к этому уже надо более осторожно относиться).

Секвенсоры одинаковые. Другое дело, что Karma не имеет семплера. Это минус. Причем сделано это, по моим понятиям, специально - маркетинговое разделение. Иначе бы Triton проигрывал, а уж LE - вообще был бы не нужен.

Количество звуков (семплов) у Тритона больше (одновременно загружаемых. Если по очереди - то у Кармы такие же гнезда для расширения), плюс у Triton Studio есть прожигалка CD (ну, так он тыщи три стоит).

Shure Worm:

Ага, понял... Что ж, тебе виднее - ты Karmу руками щупал, а мне вот не довелось. Кстати, в новом Шоу-Мастере рассказывают про нея всякие чудные вещи. Может, и правда, в конце концов фирма Korg производством веников никогда не занималась. Я щупал два инструмента - i3 и 01/W. Хорошие тачки, и звучат очень-очень. Ну а Triton - тоже клевая машинка, и Le, и Pro... Тем более, если работать с компом - сразу всяки мелочи типа отсутствия семплера, облегченности интерфейса или нехватки DSP отходят на второй план... Тут и Le хаарошо может себя показать.

Что касается всяких кармовских... ну этих, которые сами чего-то там играют... Не помню как называются... Так это все у меня дааавно уже есть. Выкладываю:

Ntonyx Rhythm'n'Chords Gold - MIDI-плагин для Cakewalk для создания партий ритм-гитары. Обалденная, я тебе скажу, ШТУКА! Аккорды делает не как какая-нибудь PSR, а прямо настоящие, с гитары, и ритмику позволяет рисовать свою, какую захочешь, ну и библиотека тоже очень даже суперная.

Ntonyx Ntonyx Style Enchanser - тоже штука прикольная. Позволяет придавать MIDI-трекам "живое", характерное именно для данного инструмента звучание. Типа она сама и ноты и контроллеры вписывает помимо тех, которые сам наиграл. Получаются натурально звучащие слеп-басы, саксофоны, гитары, ну и те пе, рассказать трудно, это надо слушать. Но тоже круто. Не Cubaseовский арпеджиатор, а именно с элементами искуственного интеллекта, как положено. Читаю про Карму - прямо- таки дежавю сплошное...

Совет: заведи себе этого дела, поставь Cakewalk и попробуй, тебе понравится. А на Cubase оно не идет, :-Р!

Вообще, тенденция вырисовывается такая: если раньше компьютерные программы тягали навороты у железных инструментов, чичас возникает обратная связь - то, что вставили в Karma в 2001 году, в софтовом варианте жило уже в 1998-м. Мне, как компьютерщику с музыкальным уклоном, сие исключительно приятно.

 

  Вернуться в раздел Музыкальная Студия  

© 2003-2009
Использование материалов сайта возможно только с разрешения автора