Дмитрий Крупский
Персональный сайт

Фото >> Обзоры >> Olympus Camedia С-5050Z
Декабрь 2003
Часть 1 перейти ко 2-й части

Цифровой фотоаппарат Olympus Camedia C-5050 Zoom появился на рынке в начале 2003 года. Он не стал революционной разработкой, а явился логичным продолжением модельного ряда фотокамер от Olympus'а, который начался выпуском C-2000Z в 1999 году. При разработке камеры не только применялись проверенные временем решения, но и учитывались отзывы и пожелания тысяч пользователей предыдущих моделей.

Высокое качество снимков и широкие возможности управления процессом съемки адресуют камеру продвинутым фотолюбителям, а в автоматических режимах аппарат обеспечивает прекрасные результаты и в руках начинающих.

Впрочем, качество снимков пригодно и для многих профессиональных применений. Конечно, Olympus C-5050Z не заменит цифровые зеркальные аппараты, но он вполне может быть второй камерой в случаях, когда желательно передвигаться налегке.

Я постараюсь не только рассказать о технических характеристиках аппарата, но и прокомментировать их, а также поделиться личными впечатлениями, сложившимися в результате несколько месяцев его использования.

  Рейтинг@Mail.ru  

 

КОРПУС

Отделка:
Корпус из магниевого сплава, черная шершавая поверхность, пластиковые органы управления и крышки разъемов, прорезиненная рукоятка и кольцо вокруг объектива.

Дизайн аппарата впечатляет, явно перекликаясь с внешним видом старших, профессиональных моделей Е-10 и Е-20. Металлический корпус придает конструкции жесткость и обеспечивает неизменность геометрии камеры. Расположение всех органов управления хорошо продумано. В правую руку камера ложится настолько удобно, что при необходимости можно делать снимки одной рукой.

Резиновое кольцо вокруг объектива не вращается, а служит только для поддержки камеры левой рукой. Компоновка подходит и для горизонтальной, и для вертикальной ориентации камеры при съемке, хотя мне лично удобнее держать указательный и средний пальцы левой руки непосредственно на кнопках управления.

Снимая вертикально, надо обязательно держать правую руку сверху - при этом вспышка расположена выше объектива, что обеспечивает естественные тени.

Стандартное резьбовое гнездо для установки на штатив - металлическое.

Размеры (Ширина х Высота х Глубина):
115 х 80 х 70 мм

В карман этот аппарат не положишь, но он достаточно маленький, чтобы постоянно носить его с собой. Если приобрести небольшую сумку, то вместе с дополнительным комплектом аккумуляторов, блоком питания и USB-кабелем весь набор не будет превышать одного килограмма.

Вес:
375 г - без батареек.
486 г - с батарейками
.

Вес как раз такой, что возникает ощущение - в руках у тебя не пластмассовая игрушка, а серьезный, точный прибор. Кроме того, обеспечивается более стабильное положение в руках, что особенно важно при съемках с большими выдержками (при меньших уровнях освещенности).

ОБЪЕКТИВ
 

Фокусное расстояние:
Трехкратный зум, 7.1-21.3 мм (эквивалентно 35-105 мм для 35-мм пленочной камеры).

По современным меркам трехкратный зум может показаться недостаточным. Почему же не большее значение?..

Разрабатывая объектив, производителю всегда приходится искать компромисс между несколькими параметрами: кратностью зума, качеством снимков, максимальной апертурой, работой в макрорежиме и размером объектива. Не может такого быть, чтобы сразу все - и недорого. Мне кажется, в этой камере четыре параметра из пяти - на высоте.

Вообще говоря, если уж оставаться в рамках трехкратного зума, возможно, лучшим вариантом был бы диапазон фокусных расстояний порядка 28-85 мм. Широкоугольность, которую обеспечивают минимальные 35 мм, мне кажется несколько недостаточной, хотя это, конечно, индивидуально.

Впрочем, Olympus как раз недавно анонсировал новую камеру С-5060WZ, имеющую четырехкратный зум (28-112 мм); правда, при этом утеряна выдающаяся светосила объектива - теперь она 2.8 (по сравнению с 1.8 у C-5050Z). Другие новшества модели C-5060WZ - это более быстрая работа автофокуса и монитор, поворачивающийся в двух плоскостях. Поскольку в новой модели использована та же матрица и логика управления, что и в Olympus'е С-5050Z, большинство из сказанного на этой странице применимо и к ней.

В моей камере информация EXIF указывает значения фокусного расстояния в пределах 34-102 мм.

Диапазон апертур:
От F/1.8 до F/8 при 35 мм (эквивалентном), шаг в 1/3 ступени экспозиции (EV).
По мере увеличения фокусного расстояния, большие апертуры исключаются, так что при 105 мм ряд диафрагменных чисел простирается от F/2.6 до F/8.0.

Это один из самых светосильных объективов, имеющихся у всех цифровых камер на рынке.
Что это дает практически?

Во-первых, более широкие возможности для съемки при меньших уровнях освещенности. Например, по сравнению с объективом, имеющим F/2.8, освещенность будет выше в 2.4 раза (2.8/1.8 в квадрате). Значит, можно спокойнее снимать с рук, делая выдержку в 2.5 раза короче.

Во-вторых, меньшая глубина резкости, свойственная широко раскрытым объективам, размывает фон и предоставляет больше возможностей для портретной съемки.

Минимальное значение апертуры, равное F/8, может показаться недостаточным в сравнении с величинами в F/16 или F/22, широко применяемыми в 35-мм пленочных камерах, однако из законов оптики следует, что глубина резкости при F/8 для этой камеры будет такой же, как при F/40 в 35-миллиметровом эквиваленте. Следствием этих законов, кстати говоря, также является сложность портретной съемки цифровыми камерами. Даже при широких апертурах порядка F/2.8 непросто добиться сильно размытого фона. Это еще один аргумент в пользу светосильного объектива Olympus'а С-5050Z.

Оценить глубину резкости при разных значениях диафрагмы, фокусного расстояния объектива и расстояния до объекта (не только для C-5050, но и для других моделей цифровых камер, а также для разных форматов пленки) - можно с помощью калькулятора глубины резко изображаемого пространства.

Оптическая конструкция:
Полностью стеклянные элементы, многослойное просветление, два асферических элемента.

Удивительно, что сам производитель приводит разные сведения о количестве элементов - 10 элементов в 7 группах, либо же 8 элементов в 6 группах (мне кажется, что второй вариант попросту является ошибочным).

Диафрагма:
Ирисовая, 5 лепестков.

Многолепестковая ирисовая диафрагма - это признак качества, в противоположность двухстворчатым диафрагмам некоторых других камер.

Механика:
Выдвижная конструкция, с электроприводом.

При включении камеры объектив выдвигается примерно на два с половиной сантиметра, и убирается при выключении. При настройке фокуса и изменении фокусного расстояния (зума) внешние габариты объектива не изменяются, все производится перемещением внутренних линз.

В выдвинутом состоянии, да еще и со снятой крышкой, объектив кажется хрупким и подверженным механическим повреждением. Уж на что я осторожный человек, да и то однажды не уследил, камера качнулась на ремне и сильно ударилась об угол металлической конструкции. К счастью, она в этот момент была выключена, объектив убран и закрыт крышкой, так что ничего страшного не случилось... а если бы!..

Короче говоря, настоятельно рекомендую приобрести переходное кольцо (которое жестко крепится к корпусу камеры) и установить защитный нейтральный (или ультрафиолетовый) светофильтр, тем самым заодно защитив линзы от пыли и влаги.

Не забывайте снимать крышку, прежде чем включать камеру. Если этого не сделать, мотор предпринимает тщетные попытки выдвинуть объектив, сопровождаемые нерадостными звуками. Если вы забываете снимать крышку регулярно, рекомендую при выключении камеры ставить на поворотном диске режим "Просмотр снимков". В этом режиме при включении камеры объектив не выдвигается, так что неснятая крышка не станет помехой.

Управление зумом:
Электромотор, включаемый двухпозиционным рычажком (плюс/минус).

Рычажок удобно расположен на кольце под кнопкой спуска. Это один из типовых методов, применяемых в компактных камерах (наряду с двумя кнопками плюс/минус). В более серьезных камерах применяется вращение кольца на объективе, что обеспечивает более быструю, и в то же время точную, установку фокусного расстояния.

Фокусное расстояние меняется дискретно. Всего возможно восемнадцать различных значений зума. Если вам кажется, что этого мало, проверьте аналогичный параметр у других камер, и вы увидите, что нередко цифровые камеры при трехкратном зуме имеют только 6-7 фиксированных значений.

 
ВИДОИСКАТЕЛЬ
 

Тип:
Оптический. Реальное изображение, зумируемое синхронно с объективом.

Видоискатель маловат и темноват. Удивительно, насколько лучше видоискатель, например, у простой (хотя и очень хорошей) мыльницы Olympus Mju II, которая стоит в пять-шесть раз дешевле.

Поле зрения:
Около 90% по вертикали и по горизонтали, то есть около 80% по площади.

Мне кажется неприятным, что в кадр попадают объекты, которых не видно в видоискатель. Возможно, это лучше, чем если бы они, наоборот, в кадр не поместились… но тем не менее, перед съемкой всегда приходится покачивать камерой влево-вправо и вверх-вниз, дабы проверить, что же попадет в кадр помимо того, что я вижу. Замечу, что в зависимости от расстояния до объектов избыточное поле может располагаться несимметрично по вертикали - например, при съемке пейзажей сверху его больше, чем снизу.

Возможно, вы предпочитаете использовать TFT-монитор, и тогда вовсе не увидите недостатков у видоискателя. Однако мне лично нравится видоискатель - по привычке от пленочных камер. Кроме того, у любого TFT-монитора есть недостатки: он потребляет много энергии аккумуляторов, а изображение не очень хорошо читается при ярком свете.

Информация в поле зрения видоискателя:
Никакой.

Два светодиода, зеленый и оранжевый, индицирующие готовность автофокуса и необходимость вспышки, расположены вне видоискателя, хотя и в непосредственной близости от него, так что краем глаза они видны.

Варианты их работы следующие:
Зеленый горит - захват автофокуса, достаточно света.
Зеленый моргает - автофокус не может навестись (объект слишком близко или далеко).
Оранжевый горит - вспышка заряжена и сработает при следующем кадре.
Оранжевый моргает - вспышка заряжается (или, при отключенной вспышке - предупреждение о длительной выдержке, при которой кадр может оказаться смазанным в случае съемки с рук).

Диоптрийная коррекция:
Есть.

Подстраивается небольшим рычажком. Для многих это будет очень полезной возможностью. Похоже, пределы регулировок шире в сторону близорукости, чем дальнозоркости, что представляется логичным.

 

МОНИТОР
  Тип:
Цветной. Активная матрица (TFT). Размеры 27х37 мм, диагональ 46 мм.

Хороший монитор, как и положено хорошей камере.

В режиме съемки на него выводится следующая информация:
Заряд батарей, режим работы, выдержка, диафрагма, экспокоррекция, режим работы автофокуса, вспышки, коррекция яркости вспышки, режим работы затвора, установка баланса белого, коррекция цветонасыщенности, резкости и контрастности, выбранная карта памяти, формат и разрешение файла, примерное количество оставшихся кадров.

При включении монитора в режиме съемки (и при изменении параметров) на пару секунд появляется вся эта полная информация, которая затем сменяется на минимальную (режим работы, выдержка, диафрагма, экспокоррекция, выбранная карта памяти, формат файла, количество оставшихся кадров), и убрать ее нельзя. Обычно это не страшно, но при необходимости точно выстроить композицию кадра может мешать.

Замечу, что в режиме просмотра отснятых кадров поле полностью очищается от индикации параметров (после двухсекундного показа), хотя там это уже как раз не столь актуально.

Количество пикселей:
около 114 тысяч.

Это почти 400х300 точек - примерно столько же и у большинства современных камер.

Мне это количество представляется недостаточным. При просмотре изображений, даже с максимальным увеличением в 4 раза, мы видим существенно меньше пикселей, чем в родном разрешении матрицы 2560х1920. Поэтому всех деталей снимка, в том числе и точности фокусировки (чтобы, например, принять решение об удалении неудачных кадров), рассмотреть не всегда удается.

Поле зрения:
100%

Отлично.

Регулировка яркости:
Есть, через меню.

Полезная опция, если вы любите просматриваеть сделанные за день снимки вечером, лежа в кровати - яркость можно снизить.

Поворотность:
Только по вертикали: -20 градусов (вниз) и +90 градусов (вверх).

Есть легкие промежуточные фиксации при +20 и +60 градусах.
Поворот вверх до 90 градусов очень удобен при макросъемке, а также при съемке от уровня пояса. Поворот вниз удобен при съемке на вытянутых руках поверх толпы. Двадцати градусов, пожалуй, достаточно, хотя не помешали бы и большие значения.

Не вижу недостатка в отсутствии возможности поворачивать монитор вбок. Напротив, примененная конструкция представляется более жесткой и надежной.

 

ЗАТВОР
 

Тип:
Механический.

Это мое предположение, базирующееся, как минимум, на двух моментах - диапазоне возможных выдержек и алгоритме работы шумоподавления.

Если вам известны достоверные источники информации на этот счет - как подтверждающее, так и опровергающее мою гипотезу - пишите, буду рад.

Диапазон выдержек:
Автоматический режим (Program): 1с-1/1000с*
Приоритет диафрагмы: 1с-1/1000с*
Приоритет выдержки: 4с-1/1000с
Ручной режим: 16с-1/1000с*
Промежуточные значения - шагами по 1/3 экспозиционной ступени.
* Кроме того, при диафрагме F/8 доступна выдержка в 1/2000с.

Строго говоря, заявленная выдержка в 1/2000 секунды работает только при диафрагме F/8. По-видимому, механический затвор просто не успевает срабатывать при более широких апертурах. Кстати, эту небольшую маркетинговую хитрость применяют и другие производители.

Но даже имеющегося диапазона до 1/1000 достаточно практически для всех мыслимых условий съемки. На очень ярком солнце, при установке чувствительности ISO100, типовые значения диафрагмы и выдержки будут примерно F/5.6 и 1/500.

Подтверждение срабатывания:
Звуковое.

Имитируется звук срабатывания затвора пленочных камер (есть и второй вариант, менее удачный). Очень удобно, просто необходимая вещь. Можно установить один из двух уровней громкости, или вовсе отключить эту опцию.

 

РЕЖИМЫ РАБОТЫ ЗАТВОРА (Drive modes)
  Режимы съемки:
Нормальный, серийный, серийный высокоскоростной, серийный с работающим автофокусом, экспозиционная вилка.

В "нормальном" режиме всякий раз при нажатии кнопки спуска делается один снимок. В серийных режимах камера продолжает делать снимки один за другим, пока кнопка спуска остается нажатой (или же пока не заполнится буферная память).

В "нормальном" режиме вы можете делать следующий снимок примерно через три-четыре секунды после предыдущего (в наиболее употребительных режимах SHQ и HQ). Серийный режим позволяет делать примерно 1.7 кадров в секунду (а высокоскоростной серийный - 3.3 кадра).

В обычном серийном режиме одновременно со съемкой происходит сбрасывание снимков из буферной памяти на внешние карты памяти, оба процесса идут параллельно. При использовании режима HQ скорости этих двух процессов примерно сравниваются, и в непрерывном режиме можно сделать десятки снимков подряд (производитель гарантирует 11 кадров), камера успевает сбрасывать их в память. В высокоскоростном серийном режиме происходит только съемка, получается четыре кадра, после чего буфер заполняется и нужна пауза.

В "серийном режиме с работающим автофокусом" фокусировка производится перед съемкой каждого кадра, поэтому скорость серийной съемки снижается.

Полноценную вспышку при серийной съемке использовать нельзя - она просто не успеет зарядиться за те доли секунды, что проходят между двумя последовательными кадрами. Однако можно поставить приоритет апертуры A и режим вспышки Slave, а также настроить яркость вспышки в условных единицах от 1 до 10, и тогда она будет срабатывать на каждый кадр, однако скорострельность резко снизится.

Особняком стоит возможность работы с постоянно включенным автофокусом (отдельный пункт в меню). При выборе этой опции автофокус будет не срабатывать при полунажатии на кнопку спуска, а работать постоянно, фокусируясь на все объекты, находящиеся в данный момент в кадре. Теоретически это должно способствовать более быстрой готовности камеры к съемке. На мой взгляд, эффективность этого режима оставляет желать лучшего, а вот что аккумуляторы будут разряжаться быстро - это точно.

Режим экспозиционной вилки обсуждается далее, в разделе Управление Экспозицией.

Съемка через фиксированные интервалы времени:
Нет.

Камеру, имеющую такой режим (обычно закрепив ее на штативе), можно запрограммировать на съемку последовательности кадров через фиксированные интервалы времени (например, раз в минуту или в час), что позволяет автоматически отслеживать медленнотекущие процессы - например, распускание бутона или смену времени суток. Отсутствие этого режима я бы не назвал существенным минусом Olympus'а С-5050Z, хотя некоторые любители находят его действительно полезным.

 
ИЗМЕРЕНИЕ ОСВЕЩЕННОСТИ
 

Тип:
TTL (через объектив).

Поскольку интенсивность светового потока измеряется через объектив, система прекрасно работает при применении фильтров, а также любых конверторов и насадок на объектив.

Датчик:
ПЗС-матрица.

Конечно, та самая матрица, которая используется и при съемке. Это вполне естественно... разве есть цифровые камеры, которые поступают иначе?

Режимы:
ESP (интегральный), точечный, многоточечный

Обычным режимом для большинства применений будет интегральный режим ESP (при котором отдельно рассчитывается освещенность центральной зоны и окружающего пространства).

Точечный режим нужен, если основной объект съемки существенно темнее или ярче окружающего фона. В таком случае именно он будет экспонирован правильно. Экспозиция замеряется в пределах небольшой зоны, обозначаемой на мониторе прямоугольной рамкой. Положение этой зоны можно задавать.

Многоточечный режим позволяет измерять и учитывать освещенность нескольких точек (до восьми) в пределах кадра, при этом камера подбирает экспозицию так, чтобы все эти точки, по возможности, попали в диапазон технически допустимых уровней яркости. Процесс выбора точек отображается на мониторе, что делает его наглядным и удобным. На важный участок изображения можно назначить несколько точек, тем самым относительный вес его (при расчете экспозиции) увеличится.

В целом, система измерения экспозиции работает превосходно, хотя при съемке снега или бликующей поверхности воды, скорее всего, потребуется вносить поправки вручную.

Яркостная гистограмма:
Есть, - как в процессе съемки, так и в режиме просмотра.

Очень полезная функция. До того, как вы нажмете на кнопку спуска, на монитор поверх изображения накладывается гистограмма, из которой видно, насколько хорошо снимаемые объекты вписываются в динамический диапазон по яркости (проще говоря, нет ли в изображении слишком ярких или слишком темных участков). При корректировке экспозиции соответствующим образом сдвигается и гистограмма (правда, работа вспышки не учитывается - независимо от того, сработает вспышка или нет, гистограмма до съемки выглядит одинаково).

Помимо гистограммы освещенности всего кадра (белый цвет), отображается также распределение яркостей внутри небольшой выделенной прямоугольной зоны (зеленым цветом). По умолчанию эта зона выбрана в центре кадра, но можно легко переместить ее в любое место, а при необходимости мгновенно вернуть снова в центр.

В процессе съемки гистограмма может работать в одном из трех режимов: включена постоянно; включается при нажатии кнопки коррекции экспозиции; выключена. В режиме просмотра отснятых кадров гистограмма активизируется через меню последовательным нажатием двух кнопок.

 
УПРАВЛЕНИЕ ЭКСПОЗИЦИЕЙ
 

Режимы:
Автоматический (Program), приоритет диафрагмы, приоритет выдержки, ручной режим, пять сюжетных программ (портрет, пейзаж, портрет на фоне пейзажа, спорт, ночь).

Каждый из девяти перечисленных режимов включается установлением колеса режимов в соответствующую позицию. Производитель не дает детальных пояснений об особенностях работы камеры в сюжетных режимах (указывается лишь, что камера подбирает оптимальные параметры съемки). Впрочем, они более-менее очевидны и без разъяснений.

В автоматическом режиме камера тяготеет к портретному режиму, стремясь использовать большие апертуры (меньшие значения диафрагменных чисел).

Коррекция:
±2 ступени, интервалами в 1/3 ступени.

Ручная коррекция экспозиция полезна при съемке объектов, яркость которых существенно отличается от принятого в фотографии 18-процентного серого стандарта, - например, снега или поверхности воды с солнечными бликами.

Коррекция производится нажатием специальной кнопки (левой рукой) с одновременным вращением колеса управления (большим пальцем правой руки). Вносимая экспокоррекция наглядно отображается сдвигом гистограммы на мониторе, что очень удобно.

Имейте в виду, что такая коррекция обычно не может быть выполнена средствами внешних редакторов после съемки - однажды утерянная яркостная информация (в случае выхода уровней яркости за пределы диапазона) уже не восстанавливается.

Фиксация экспозиции:
Есть - как на текущий снимок, так и на серию снимков.

Во-первых, имеется возможность, стандартная для большинства разумных камер, а именно: легкое нажатие на спусковую кнопку (примерно на половину хода, до промежуточной фиксации) фиксирует текущие значения экспозиции и фокуса.

Однако, помимо этого, путем нажатия специальной кнопки AEL можно зафиксировать измеренную экспозицию, и это значение будет использовано при съемке одного следующего кадра.

Более того, продолжительное (секунды полторы) нажатие на кнопку AEL записывает экспозицию "в память", то есть фиксирует ее на все последующие кадры, пока кнопка AEL не будет нажата повторно (смена режима экспозиции поворотом колеса режимов и выключение камеры также сбрасывают значение экспозиции). Эту функцию можно применять для панорам (если вы планируете склейку внешними редакторами и не активируете режим "Панорама" камеры), или для многочисленных кадров одного объекта, как бывает при студийной съемке.

Экспозиционная вилка:
Три или пять кадров, симметричных относительно текущей экспозиции, отстоящих друг от друга с шагом в 1/3, 2/3 или 1 ступень.

Функция полезна при сложных условиях освещения. Камера делает несколько снимков друг за другом, и вы можете отобрать лучший.

Эквивалентная чувствительность ISO:
Авто, 64, 100, 200, 400.

Условные значения, примерно соответствующие аналогичному параметру пленочных камер. Установка больших значений чувствительности позволяют использовать более короткие выдержки или меньшие апертуры (большие диафрагменные числа), что полезно в условиях недостаточной освещенности, однако при этом возрастает уровень цифровых шумов.

При установке этого параметра в "Авто" диапазон возможных значений составляет ISO 64-250, причем камера устойчиво тяготеет к меньшим из них. По мере снижения освещенности кадра чувствительность увеличивается, при этом возможно появление и промежуточных значений, например, 125 или 154.

Баланс белого:
Автоматический, девять пресетных, референсный (по образцу), четыре пользовательских, ручная подстройка во всех режимах.

Возможности регулировки баланса белого очень широки. Есть отлично работающий автоматический режим и девять пресетных: четыре дневного света (солнечно, облачно, тень, закат), один для ламп накаливания и четыре для люминесцентных ламп. Каждый из пресетов можно подстроить и сохранить в один из четырех пользовательских пресетов.

Кроме того, удобной и полезной возможностью является референсная установка баланса белого ("по образцу") - вы просто показываете камере лист белой (или нейтрально-серой) бумаги, и нажимаете кнопку в соответствующем пункте меню, давая команду: "считать это белым!" (точнее, цвето-нейтральным).

 
ФОКУСИРОВКА
 

Автофокус:
Пассивный TTL (через объектив), по контрасту изображения.
iESP, переключаемый в точечный режим.

Пассивная TTL-система производит фокусировку по максимальной контрастности изображения, формируемого объективом, аналогично большинству современных зеркальных аппаратов. Пассивные системы более точны, чем активные, применяемые в более простых камерах, где сначала измеряется дальность до объекта инфракрасным лучом, а потом просто устанавливается соответствующее этой дальности значение фокуса.

Кроме того, пассивные системы правильно работают с любыми насадками на объектив (теле-, макро- и широкоугольными), поскольку в любом случае используют реальное изображение, образующееся на матрице.

В обычном режиме фокусировки (iESP) камера наводится на фокус, исходя из анализа всего видимого изображения, и объекты могут получаться четкими, даже если они находятся не в центре кадра.

Чтобы включить точечный режим, нужно, во-первых, режим работы автофокуса (AF MODE) установить в меню на SPOT. Поскольку эта опция используется относительно часто, она у меня вынесена на одну из трех "быстрых кнопок". Дальше нужно нажать кнопку выбора режима фокусировки (сверху слева, обозначенная AF / * / MF), при этом на LCD-мониторе появляется типовая револьверная картинка - выбор из пяти опций, и не отпуская кнопку, нажать на навигационные стрелочки. При этом револьверная картинка пропадает, а появляется рамка, обозначающая зону фокусировки. Ее можно двигать, но (в отличие от выбора зоны при точечном экспозамере) в довольно ограниченных пределах, выбирая одно из девяти фиксированных положений, расположенных крестом в центре экрана.

Надо заметить, что автофокус довольно медленный, порядка 0.5 - 0.9 секунды, а то и больше. Если вам нужна оперативность при съемке, рекомендую диафрагмировать объектив посильнее (чтобы увеличить глубину резкости), устанавливать примерное расстояние до объекта вручную, и использовать пользовательские установки (в режиме My Mode).

В условиях недостаточной освещенности Olympus C-5050Z на время работы автофокуса подсвечивает объект красным светодиодным лучом, что обеспечивает точную фокусировку. Эту опцию можно отключать.

Ручная фокусировка:
Есть, со шкалой расстояний на экране TFT-монитора.

Настройка фокуса осуществляется двумя навигационными кнопками (вверх-вниз, в данном случае дальше-ближе). Численные значения расстояния показываются на шкале, слева на мониторе. Центральная область изображения работает в режиме "линзы" - увеличивается для облегчения наведения, хотя точно сфокусироваться вручную по этой картинке все равно не очень реально.

Как и в случае с зумом, более удобным и быстрым решением является вращение кольца фокусировки на объективе. Впрочем, откровенно говоря, я почти не использую режим ручной фокусировки - камера прекрасно наводится на автомате, как в ESP режиме, так и в точечном.

Диапазон фокуса:
От 20 см до бесконечности; от 3 см - в режиме "супермакро".

Формально, имеется режим "макро", рекомендованный при съемке на расстояниях от 20 до 80 см, однако фактически он лишь ускоряет наведение на резкость, подсказывая камере, в каком диапазоне искать фокус. Можно не включать его никогда - камера наведется и сама, в полном диапазоне от 20 см до бесконечности, просто может делать это чуть дольше.

А вот режим "супермакро" действительно заслуживает уважения. Он позволяет делать снимки объектов, находящихся на расстоянии 3 см от объектива (а по моим наблюдениям, и меньше), причем качество этих снимков получается просто отличным. Это одна из самых сильных сторон Olympus'а С-5050Z.

В режиме "супермакро" фокусное расстояние фиксируется на эквивалентной величине порядка 59 мм. Для обеспечения большей глубины резкости желательно диафрагмировать объектив, что накладывает определенные ограничения на освещенность снимаемой сцены. Можно использовать как внешнюю вспышку, так и внутреннюю (при активизации режима slave и приоритете апертуры).

Количество шагов автофокуса:
Неизвестно.

Указаний производителя на этот счет я не нашел. Разные неофициальные источники указывают значения от 130 до 400 шагов (возможно, разброс объясняется учитыванием/не учитыванием макро-режимов), что, впрочем, совершенно нормально и достаточно для любых практических применений.

Звуковое подтверждение:
Нет.

Хотя успешное срабатывание автофокуса индицируется зеленым светодиодом справа от окна видоискателя, наличие звукового подтверждения (как на старших моделях Е-10 и Е-20) было бы полезной функцией.

 
ВСПЫШКА
 

Диапазон работы встроенной вспышки:
0.8-5.6 м (при эквивалентном F=35мм), 0.2-3.8 м (при эквивалентном F=105мм), при чувствительности ISO 100.

Практически всегда вспышка работает прекрасно, равномерно заполняет поле и не засвечивает близко расположенные объекты.

Время перезарядки:
не более 6 секунд.

Как и в большинстве современных аппаратов, если объект находится ближе максимально возможного расстояния, вспышка срабатывает не на полную мощность, поэтому и заряжается потом быстрее.

Коррекция вспышки:
±2 ступени.

Очень удобно. Небольшое снижение мощности вспышки (на -0.3 или -0.7 ступеней) позволяет добиваться более мягкого, естественного освещения объектов съемки, а глубокую коррекцию (до -2 ступеней) рекомендую применять, если вы хотите использовать принудительное включение вспышки для смягчения глубоких теней при съемке в солнечную погоду.

Режимы работы вспышки:
Автоматический, против красных глаз, принудительное включение, принудительное выключение, медленная синхронизация (передний и задний фронт).

В режиме коррекции красных глаз используется серию предвспышек.

В дополнение к очевидным режимам, режим медленной синхронизации использует вспышку пониженной мощности вместе с длинной выдержкой, что позволяет при съемке ночью или в сумерках получить равномерно освещенный передний план, и в то же время прорисовать фон, не дать ему погрузиться в полную темноту. Вспышка может срабатывать в начале экспозиции, или же в конце (соответствующие подрежимы обозначаются как Slow 1 и Slow 2). Для неподвижных объектов эта разница не имеет значения, а вот если объект перемещался, то вы получите размытый хвост, тянущийся впереди (Slow 1) или сзади (Slow 2) основного, более резкого, образа, сформированного работой вспышки. Этот прием иногда используется намеренно, в художественных целях.

Внешняя вспышка:
Модель Olympus FL-40, а также сторонних производителей.

Olympus С-5050Z имеет стандартный разъем типа "горячий башмак" для подключения внешней вспышки, которая может использоваться вместо встроенной вспышки, или же вместе с ней. Это может быть родная модель FL-40, или вспышки от сторонних производителей, которые будут работать только в ручном режиме или в режиме приоритета диафрагмы. Хотя Olympus заявляет о наличии защиты камеры от скачков напряжения, работа с неродными вспышками не рекомендуется.

Управление внешней вспышкой (slave-compatible):
Есть.

Используя внешнюю вспышку, поддерживающую этот режим, вы можете задавать одно из десяти управляющих значений яркости (от 1 до 10). Внешняя вспышка может работать и при серийной съемке, однако быстродействие серийной съемки будет замедляться (в зависимости от установленного уровня яркости), поскольку вспышке нужно успевать подзаряжаться.

 

Во второй части обзора рассмотрены следующие моменты:

Матрица
Параметры кадра и носители информации
Органы управления
Другие возможности
Источники питания
Документация и программное обеспечение
Качество снимков
Выводы

Обзор фотоаппарата Olympus C-5050Z - часть 2

 

На главную страницу В раздел Фото Материалы "О фотографии"

© 2003-2009
Использование материалов сайта возможно только с разрешения автора