Дмитрий Крупский |
Начало | Про меня | Музыка | Фото | Юмор | Разное | Карта сайта |
Путешествия | Галерея | События | Обзоры фотоаппаратов |
Фото >> Обзоры >> Casio Exilim 505 Цифровые камеры от Casio традиционно отличаются хорошей оптикой с большим зумом, отличным макрорежимом и функциональной насыщенностью. Последнее, вероятно, обусловлено отсутствием в модельном ряду фирмы зеркальных камер - как профессиональных, так и любительских. Соответственно, фирма не урезает функциональные возможности компактных аппаратов (приберегая их для топовых моделей из маркетинговых соображений), как это делают многие лидеры фотоиндустрии, а наоборот - стремится обеспечить максимальную функциональность даже в относительно недорогих моделях. Забегая вперед, скажу, что и Exilim 505 не явилась исключением, все эти фирменные особенности Casio присущи и ей - в полной мере. |
Объективно говоря, аппарат не очень-то и маленький (габариты 99х56х74 мм, а вес с аккумулятором составляет 290 г), но поскольку в дизайне очевидна стилизация под большие, серьезные камеры (большой невыдвижной объектив, выступающая рукоятка, приподнимающаяся над корпусом вспышка) - Casio Exilim 505 по контрасту с ними выглядит камерой очень маленькой, просто миниатюрной. С первого взгляда на нее хочется умиляться и радоваться ее игрушечности. Любопытно, что это первое впечатление оказывается обманчивым - функциональные возможности камеры гораздо шире, чем у большинства компактов такого класса. Матрица имеет почти 5 миллионов эффективных пикселей (2560х1920), что обеспечивает качественную печать и высокую деталировку фотографий размером до 20х30 см и более. В аппарате установлена матрица стандарта 1/2.5" (размер диагонали 7.18 мм). Это один из часто встречающихся типоразмеров матрицы для компактной камеры. В данном случае производители не гнались за максимальным количеством пикселей, оставив его на уровне 5 миллионов, что обеспечило бОльшую площадь единичного пикселя, а это, в свою очередь - меньший уровень шумов и хроматических искажений (цветного оконтуривания контрастных границ объектов). Разумность такого подхода в полной мере подтвердится отличным качеством снимков - впрочем, об этом дальше. Органы управления В первый момент кажется, что кнопок и дисков управления совсем немного, но потом понимаешь, что они попросту рационально размещены на корпусе аппарата, функциональная насыщенность их весьма высока, а доступ к наиболее важным функциям получается быстрым и удобным. На левой поверхности находятся две кнопки. Первая управляет режимами работы фокусировочной системы, при ее нажатии происходит последовательный перебор следующих режимов: автофокус, макросъемка, бесконечность, ручной фокус. Соответствующая подсказка кратковременно выводится на TFT-монитор, речь о котором пойдет чуть ниже.
Вторая функция - установка эквивалентной чувствительности ISO. Набор стандартнен - автоматический режим, ISO50, 100, 200 и 400. Третья функция - режим работы экспозамера. Три опции: матричный, центрально-взвешенный, точечный. Наконец, выбор зоны работы автофокуса - точечный (в центре кадра), многоточечный (горизонтальная полоска в центре кадра, в пределах которой камера наводится автоматически), и ручное, или "свободное", задание зоны автофокусировки - при помощи навигационных стрелок. Перемещение по опциям всех четырех функций кнопки EX производится навигационными стрелками, выбор - нажатием кнопки SET, выход из режима - повторным нажатием клавиши EX на левой поверхности камеры. В целом - очень удобный и полезный набор настроек. На верхней поверхности слева находится кнопка управления режимами вспышки (автоматический режим, принудительное выключение, принудительное включение и режим защиты от красных глаз). Вспышка приводится в рабочее состояние (щелчком приподнимается над корпусом камеры) в тех случаях, когда она должна сработать (принудительно или по результатам работы автоматики). Возвращать в компактное состояние ее нужно вручную. На корпусе вспышке имеются отверстия (на этом снимке - сразу под наклейкой MPEG-4), за которыми располагаются микрофоны. Запись звука идет в стереорежиме (ого!), поэтому микрофонов два. Справа находится кнопка спуска затвора, имеющая хорошо ощутимое промежуточное положение (полунажатие), которое служит для фиксации автофокуса и измеренного значения экспозиции. Вокруг нее располагается кольцо управления трансфокатором, или зумом (то есть, фокусным расстоянием объектива). Диапазон зумирования - от 6.3 до 31.5 мм, что в эквиваленте для пленочных камер составляет примерно 38-190 мм. Иначе говоря, реализован пятикратный зум, что очень неплохо для такой компактной камеры, особенно с длиннофокусной стороны (190 мм). Причем качество объектива весьма достойное - видимо, положительную роль играет конструктивное решение, при котором объектив не выдвигается из корпуса, а все изменения его оптических характеристик производятся внутри. Имеется резьба под светофильтры диаметром 43 мм. Очень полезная возможность, нечасто встречающаяся у компактных камер. В комплект поставки входит бленда - всё как у серьезных камер! Кольцо управления зумом в режиме просмотра сделанных снимков изменяют масштаб изображения. Рядом находится кнопка включения/выключения камеры. Она слегка утоплена в корпус аппарата. Кроме того, включить камеру можно, попросту раскладывая TFT-монитор, расположенный на задней панели. Соответственно, сложив монитор, вы можете выключить камеру. Слева от кнопки включения видны отверстия в корпусе - там находится встроенный динамик. В правом углу расположен диск выбора режимов. Возможные положения (при вращении против часовой стрелки):
Как видно из наличия ручных режимов (приоритетов выдержки и диафрагмы) камера позиционируется не как полностью автоматическая (нажал и готово, "point-and-shoot", хотя такой режим тоже имеется), а претендует на звание серьезного аппарата.
Кроме того, на задней панели расположен большой поворотный TFT-монитор, имеющий 84960 точек и размер 2 дюйма по диагонали. Поскольку оптического видоискателя у Casio Exilim 505 нет, монитор является единственной возможностью наблюдать за объектами в процессе съемки.
Монитор можно отворачивать на угол до 180 градусов от корпуса камеры, а также вращать вокруг горизонтальной оси - до 180 градусов вперед (в крайнем положении изображение на мониторе переворачивается, что позволяет делать автопортреты, визируясь непосредственно по экрану), и до 90 градусов назад. Двумя последовательными поворотами можно вернуть экран на свое первоначальное место, но уже изображением наружу. Наверное, такое положение монитора наиболее удобно при съемке.
Получается, что монитор можно установить практически в любое положение, что позволит делать снимки и от самой поверхности земли, и подняв аппарат над толпой. Поворотная конструкция будет очень удобна и при макросъемке. Вообще говоря, наличие поворотного экрана - одно из преимуществ компактных цифровых камер перед большими, зеркальными аппаратами. Можно сказать, что в Casio Exilim 505 это преимущество реализовано особенно наглядно и не урезано ни в какой мере (как это бывает, если TFT-монитор делается жестко встроенным в корпус камеры). Резиновое полукольцо на нижней поверхности объектива служит для его поддержки во время съемки. Для установки камеры на штатив на ее нижней поверхности предусмотрено гнездо из износостойкого пластика. Рядом находится закрытый задвижкой отсек для установки аккумулятора и карты памяти. Подпружиненный аккумулятор удерживается в рабочем положении небольшим фиксатором. В камере используется аккумулятор собственного стандарта. Обычные батарейки или аккумуляторы (типа АА или ААА) не подойдут. В комплект входит зарядное устройство, которое включается в сеть с помощью шнура. Полностью заряженный аккумулятор позволяет сделать порядка сотни снимков или несколько больше. Точнее сказать сложно, поскольку количество снимков сильно зависит и от использования вспышки и монитора, и от зумирования объектива. Для большинства любителей этого количества может оказаться достаточным для одного дня съемки, но я все же настоятельно рекомендую приобрести второй аккумулятор и всегда держать его заряженным, чтобы в любой ситуации не пропустить интересный кадр. На правой боковой поверхности корпуса находится разъем для внешнего питания и универсальный разъем USB (для связи с компьютером и принтером), а также стерео-аудио/видео выход (для вывода сигнала не телевизор). Соответствующие кабели (USB и стерео-аудио/видео) - входят в комплект поставки. Карты памяти и формат файлов Casio Exilim 505 имеет встроенную память емкостью 7.5 МБ. Помимо этого, возможна установка дополнительной памяти - карт стандарта SD или MMC. Такое решение представляется разумным. Небольшая встроенная память позволяет сделать несколько снимков (3 при максимальном качестве), тем самым проверив камеру при покупке. Ведь входящие порой в комплект фотоаппаратов карты памяти емкостью 16-32 МБ все равно слишком малы, и в любом случае вам придется приобретать карточки большей емкости. Кроме того, наличие встроенной памяти позволяет копировать файлы в (и из) нее с SD (и ММС) карты, что может оказаться полезным, например, если вы хотите обменяться только что сделанными снимками с кем-то из друзей (конечно, если их аппараты тоже используют карты этих форматов, что весьма вероятно, поскольку это сейчас, пожалуй, наиболее распространенные форматы среди компактных камер). Casio Exilim 505 сохраняет снимки в виде JPEG-файлов, с одной из трех возможных степеней сжатия, которые называются "качеством изображения" (Максимальное, Нормальное и Экономное), и с разрешением 2560х1920, 2560х1712 (соотношение сторон 3:2, как у кадра на обычной 35-миллиметровой пленке), 2048х1536, 1600х1200, 1280х960 или 640x480 пикселей. Для максимально полной реализации возможностей камеры и получения качественных снимков следует использовать установку 2560х1920 пикселей (это родное разрешение матрицы) и режим "Максимального качества". В целях экономии памяти можно увеличить степень сжатия до "Нормального качества", этот вариант тоже обеспечит хорошее качество фотографий, уменьшая при этом размер файла (и соответственно увеличивая количество снимков) раза в полтора. Меньшие размеры файлов имеет смысл использовать лишь в исключительных случаях - например, для оперативной отправки сделанного снимка электронной почтой. Экранные меню и функциональные возможности Экранные меню включаются нажатием одноименной кнопки. Они имеют четкую и понятную структуру, ориентироваться в них и найти нужный пункт несложно. Камера поддерживает 10 языков, в том числе русский. Его и буду использовать далее в иллюстрациях. Set-up menu (Настройка камеры)
Shooting menu (Меню режима съемки) Добираемся до закладки "Запись" в последнюю очередь, хотя в МЕНЮ она расположена слева, является самой объемной, да и по смыслу, наверное, самой важной, ибо относится к настройкам собственно режима съемки. При переводе с английского режим съемки получил спорное наименование "Запись" (Record, в противоположность "Воспроизведению" Play, то есть, просмотру сделанных снимков). Итак, в меню "Запись" (оно же меню режима съемки) имеются четыре экрана.
В целом можно сказать, что возможности настойки различных параметров съемки очень широки. А если вспомнить о наличии режимов приоритета диафрагмы и выдержки (а также полностью ручного режима - об этом чуть дальше), то становится понятным, что камера, несмотря на свои крошечные размеры и симпатичный, "игрушечный" вид, позволяет самым серьезным образом, креативно, подходить к процессу съемки. Вместе с тем, имеется как полностью автоматический режим, так и на редкость большой набор сюжетных программ. Сюжетные программы (Best Shot)
Как видно на иллюстрации слева, каждый из сюжетов не сопровождается не только соответствующей симпатичной картинкой. но и кратким пояснением установок камеры в этом режиме, а иногда советом по съемке ("держите камеру неподвижно", или "чтобы размыть фон, используйте оптическое увеличение"). Любопытно, что двадцать третьим сюжетом может стать "пользовательский", то есть можно выбрать один из своих снимков (вероятно, сделанный в определенных, необычных, условиях, со специфическими настройками камеры), и сделать его "образцом". То есть впредь, при выборе данного "сюжета", будут восстанавливаться те самые настройки камера, при которых был сделан этот образцовый кадр.
Третий видеорежим - "Короткий ролик" (Short Movie), который записывается при однократном нажатии на кнопку затвора. Опять же, можно записывать события, происходившие как ДО, так и ПОСЛЕ нажатия на кнопку. Общая продолжительность ролика в этом режиме - не более восьми секунд. Например, на иллюстрации слева показана настройка, при которой по одному нажатию на кнопку затвора запишется 4 секунды "из прошлого" и 4 секунды "из будущего". Наконец, четвертый вариант съемки видео - сюжетные программы. Их шесть вариантов: Портрет, Пейзаж, Ночная съемка, Салют, Немое кино (черно-белая съемка с несколько ускоренной частотой кадров), а также Пользовательский сюжет, при котором один из отснятых видеороликов выбирается в качестве образца. Режим съемки
На двух нижних иллюстрациях показано, как отображаются на экране устанавливаемые навигационными стрелками "влево/вправо" значения диафрагмы (в режиме приоритета апертуры A) и выдержки (в режиме приоритета выдержки S). В первый момент появляются картинки, поясняющие суть режимов, потом они пропадают. В полностью ручном режиме (M) переключение между установкой диафрагмы и выдержки производится навигационными стрелками "вверх/вниз". Тестовые снимки Выходим на улицу и делаем снимки - в данном случае, Михайловского замка
в Санкт-Петербурге. Картинка очень хорошая, экспозиция определена правильно,
цветопередача в автоматическом режиме слегка неточная (в реальности замок
чуть более розовый), но в очень незначительной степени. Смотрите два нижних
снимка - это фрагменты изображения, без обработки, в масштабе 1:1.
Удивительно, но даже на самом широком угле почти не наблюдается хроматических аберраций (красно-зеленого оконтуривания высококонтрастных объектов). И это несмотря на пятикратный зум объектива и относительно небольшую матрицу. Очень неплохо! Приведу еще один тестовый снимок. Погода пасмурная, поэтому высокой контрастности ждать не приходится (напомню, что при большом желании контрастность можно настраивать через меню).
Деталировка хорошая, надпись на крыше кафе - "День Сурка" - вполне читаемая, а ведь изображение здесь сильно увеличено - фотографии, отпечатанные с таким масштабом, имели бы размер порядка 75х100 см. Шумы на небе почти незаметны, не наблюдается и жесткости изображения от избыточного шарпинга, светлых контуров вокруг контрастных объектов - например, ветвей на фоне неба. Этим порой страдают компактные камеры, ориентированные на широкого потребителя. Степень внутрикамерной резкости (шарпинга) можно задавать в меню (пять возможных значений). Посмотрим теперь, насколько Casio Exilim 505 позволит передать на снимке объем, а проще говоря - размыть фон. Ведь компактные аппараты в силу законов оптики имеют большую, по сравнению с зеркальными камерами, глубину резко изображаемого пространства. Это является плюсом при съемке природы, пейзажей, архитектуры, однако при съемке портретов, как правило, желательно иметь небольшую глубину резкости. Матрешки расставлены полукругом, вспышка отключена, естественный свет от окна, макрорежим, фокус наводился на ближайшую, самую маленькую, матрешку (высота ее - около 2 см).
Автоматическая установка баланса белого несколько сместила цвета в сторону красного (махровое полотенце действительно розовое, но не столь насыщенно), но в целом - неплохо получается. В макрорежие продолжает работать зумирование объектива. Минимальное расстояние, при котором мне удалось сфокусироваться, получилось при самом широкоугольном положении объектива, и составило около одного сантиметра (!) от передней линзы. Действительно, так и обещал производитель. На врезке приведен фрагмент оригинального файла, в масштабе 1:1. Проработка деталей очень хорошая. Действительно, макрорежим - одна из сильных сторон этой камеры. На краях кадра изображение несколько замыленное, но при практической макросъемке (а это, чаще всего, природные объекты) такое размытие вряд ли будет сколь-нибудь существенным отрицательным фактором. Известно, что зашумленность изображения - одна из главных проблем цифровых фотографий. Посмотрим, как обстоят дела с шумами у Casio Exilim 505.
Ниже приведены фрагменты четырех снимков, сделанных при освещении лампами накаливания, автоматический баланс белого, выдержка 1/8 секунды и менее. Снимки без обработки, масштаб фрагментов 1:1.
Очень хорошие результаты. Шумы присутствуют, однако они довольно слабо нарастают с увеличением ISO. Снимки вполне можно использовать без дополнительной обработки даже при максимальной чувствительности (ISO400). Видимо, здесь и проявилось рациональное зерно в подходе фирме Casio - не гнаться на максимальным количеством пикселей, а ограничиться пятью миллионами. Помню, какие жуткие шумы были на снимках, снятых в помещении первыми цифровыми компактными камерами, всего-то несколько лет назад. Получается, что идет-таки технологический прогресс! Причем очень даже семимильными шагами. Вспышка Вспышка достаточно мощная для съемок в помещении. Этот снимок сделан с расстояния около метра. Кадр хорошо экспонирован, объект освещен равномерно, пересвеченых участков не наблюдается (кроме блика на глазу, но это совершенно нормально), фактура материала хорошо проработана. Расстояние до расположенной на заднем плане стены - тоже порядка одного метра. Вспышка может работать в одном из следующих режимов:
Просмотр сделанных снимков Переход в режим просмотра осуществляется поворотом диска режимов, и происходит довольно долго - несколько секунд. Зато после этого пролистывание кадров (при помощи навигационных стрелок) происходит мгновенно - удерживая кнопку, можно прокручивать кадры очень быстро. На монитор выводится либо матрица из уменьшенных, индексных кадров (3х3), либо, конечно, один кадр. Нажатием кнопки DISP на задней панели, можно выбирать один из вариантов количества выводимой на монитор информации о кадре. В максимальном варианте выводится номер кадра, разрешение и степень сжатия, гистограмма, введенная экспокоррекция, режим съемки, режим работы вспышки, баланс белого, режим экспозамера, чувствительность, диафрагма, выдержка, дата и время съемки, а также текущая степень заряженности аккумулятора. Весьма широкий набор, далеко не всегда компактные камеры показывают, например, значения использовавшихся выдержки и диафрагмы.
Клавиша MENU включает специфическое меню, соответствующее режиму просмотра снимков.
В режиме просмотра снимков можно выводить сигнал на телевизор (в стандартах NTSC или PAL, переключение в меню). Выводится точно та же картинка, что и на TFT-монитор камеры, со всей вспомогательной информацией. Конечно, изображение на экране телевизора по качеству хуже, чем на компьютерном мониторе, но придя в гостиничный номер, можно полюбоваться сделанными кадрами, в том числе и в режиме слайд -шоу, можно удалить явно неудачные снимки. Удобно будет и редактировать снятые видеоролики. Аудио/видео кабель входит в комплект поставки. Видеоролики снимаются камерой со стереозвуком, так что для полноценного их просмотра телевизор, конечно, тоже должен иметь каналы (и входные разъемы) стереозвука. Выводы По мере пристального знакомства, камера Casio Exilim 505 производит все более и более хорошее впечатление. Она миниатюрна и симпатична, общение с ней доставляет эстетическое удовольствие. Помимо автоматического режима, множества сюжетных программ и отличного макрорежима, в камере предусмотрены широкие возможности ручных настроек и сознательного управления процессом съемки. Поэтому ее можно с равным успехом рекомендовать как тем, кто собирается совершенствовать свои навыки, так и тем, кто собирается просто получать удовольствие от процесса съемки. Причем под "процессом съемки" я сейчас понимаю не только "выбрать объект съемки, подумать над сюжетом, поймать лучший свет, построить композицию" - но и "понажимать кнопочки, порегулировать настройки, полюбоваться оригинальной подачей информации на мониторе". Casio Exilim 505 может подойти в роли второй камеры, в дополнение к более серьезной модели, тем профессионалам (или продвинутым любителям), которые считают обязательным наличие ручных режимов и тщательных настроек параметров съемки. В то же время, камера вряд ли подойдем тем, кто требует в первую очередь компактности - Exilim 505 хоть и миниатюрна, но вовсе не компактна, и за счет своей неплоской формы поместится далеко не во всякий карман. В общем, камера прекрасно послужит и рабочей лошадкой, и любимой игрушкой, и тренировочным инструментом для всех тех, кто желает совершенствоваться как фотограф, позволит получать в любых условиях качественные снимки, а при случае воспользоваться и замечательными режимами съемки видеофрагментов. Фотоаппарат предоставлен для тестирования Интернет-магазином Плеер Ру. |
На главную страницу | В раздел Фото | Материалы "О фотографии" |
© 2003-2009
Использование материалов сайта возможно только с разрешения автора |