ПАРАМЕТРЫ КАДРА и НОСИТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ |
|
Форматы файлов: TIFF, JPEG
(с поддержкой EXIF 2.2), ORF (Olympus Raw Format).
Формат RAW (или, в частном случае, ORF - такое расширение имеют RAW-файлы,
полученные в камерах фирмы Olympus) сохраняет снимок в "сыром" виде,
снимаемом непосредственно с матрицы. Хотя информация в формате ORF хранится
в сжатом виде (размер файла всегда 11.6 МБ), это сжатие "без потерь",
как и TIFF (в отличие от JPEG).
Olympus C-8080WZ позволяет редактировать ORF файлы прямо внутри камеры,
применяя к ним все возможные обработки, а также преобразовывать их в
файлы форматов TIFF и JPEG (любого из используемых в камере разрешений).
Кроме того, файлы ORF можно импортировать и во внешние редакторы, например,
в Adobe Photoshop CS. При этом предоставляются замечательные возможности
корректировки сырого снимка. При импорте файла можно не только изменять
(и прецизионно подстраивать) баланс белого, изменять экспозицию, резкость,
контрастность и насыщенность, снижать яркостные и цветовые шумы, но
даже корректировать хроматические аберрации, вносимые объективом, путем
раздельного программного масштабирования цветовых матриц. Наборы параметров
можно сохранять в виде пользовательских пресетов.
Обратите внимание, что на компьютер (в папку ..\Photoshop CS\Plug-Ins\File Formats)
должен быть установлен плагин Adobe Camera RAW версии 2.2 или старше. Скачать его можно с
сайта производителя.
JPEG компрессия:
1:6 или 1:13.
Поскольку эффективность сжатия JPEG сильно варьируется от снимка к
снимку (в зависимости от сложности изображения), это ориентировочные
усредненные числа. Еще более грубо можно сказать, что это примерно
соответствует уровням качества 11 и 9 соответственно (по шкале в 12
ступеней, используемой в Photoshop'е).
Разрешения кадра:
3264x2448 (родные 8 Mегапикселей)
3264x2176 (то же, с соотношением сторон 3:2)
2592x1944 (примерно 5 Мп)
2288x1712 (4 Мп)
2048x1536 (3 Мп)
1600x1200 (2 Мп)
1280x960 (1.2 Мп)
1024x768 (XGA)
640x480 (VGA)
Конечно, все файлы с разрешением меньше 3264х2448 создаются путем интерполяции
и усреднения значений нескольких соседних пикселей, что неизбежно приводит
к ухудшению качества картинки, как это происходит в редакторах обработки,
когда вы уменьшаете размер изображения. Так что я с трудом могу представить
себе ситуации, в которых целесообразно применять разрешения меньше родных
3264х2448 (или 3264x2176). Разве что в условиях катастрофической нехватки
карт памяти...
При печати фотографий формата 20х30 см (или 8х12", что примерно
соответствует стандартному формату А4) из файлов размером 3264х2176
пикселей обеспечивается разрешение 270 dpi (точек на дюйм). Это практически
полиграфическое качество.
При печати формата 30х40 см (12х16") из файлов размером 3264х2448
пикселя обеспечивается разрешение 200 dpi (точек на дюйм). Это тоже
очень прилично!
Режимы записи файлов:
Более 30 комбинаций размера/формата/степени сжатия.
Изображения формата ORF всегда сохраняются неизмененными, в разрешении
3264х2448, а TIFF может использовать любое из имеющихся разрешений (без
сжатия, разумеется).
Дальше следуют JPEG-режимы SHQ ("super-high quality", очень высокое
качество) и HQ ("high-quality", высокое качество), каждый из которых
может использоваться с одним из двух разрешений кадра: родные 3264х2448
или же 3264x2176 (формат с соотношением сторон "3:2", как у 35-миллиметровых
пленочных камер). Эти два режима имеют фиксированные степени сжатия
JPEG (ориентировочно 1:6 для SHQ и 1:13 для HQ).
Наконец, есть еще две вспомогательные группы: SQ1 ("Standard quality",
стандартное качество) позволяет выбрать разрешения от 2 до 5 Мегапикселей,
а группа SQ2 - разрешения от 1.2 Мегапикселей и ниже. Обе группы также
могут использовать одну из двух степеней сжатия JPEG.
При наиболее употребительных режимах SHQ и HQ (с разрешением 3264х2448)
размеры файлов ориентировочно составляют 3.5 и 1.6 МБ (практически размеры
файла в зависимости от сложности изображения могут варьироваться в широких
пределах - от 3.0 до 4.0, и от 1.1 до 1.8 соответственно, и даже больше).
Наконец, самое главное и очень полезное новшество. Теперь при съемке
в RAW-формате можно одновременно сохранять копию файла в формате JPEG,
причем любого качества, на выбор - SHQ, HQ, SQ1 or SQ2. Такие файлы
можно использовать как индексные, как готовые копии небольшого объема,
а также они могут послужить неплохим ориентиром при обработке RAW-файла
вручную.
Коррекция изображения:
Резкость, контрастность, насыщенность (Saturation) и цветовой
сдвиг (Hue) - корректируются независимо, в пределах ±5 условных уровней.
Прежде чем изображение, полученное матрицей, будет записано в память,
к нему применяются корректирующие обработки (кроме формата ORF). Большинство
камер делают это, но мало где предоставляется такая свобода регулировок,
как в Olympus'e С-8080WZ.
Установки зависят от вашего вкуса и привычек. Если вы планируете обрабатывать
изображение на компьютере, целесообразно мягкие значения для резкости
и цветонасыщенности (-1...-2), а если печатаете снимки без обработок,
можно поставить и более агрессивные значения (+1...+2). Если вы не уверены
в том, что делаете, лучше всего не меняйте заводские (нулевые) установки,
и не придавайте этому вопросу большого значения.
Шумопоподавление: Есть.
Эта функция включается через меню, или же активизируется
автоматически при выборе режима ночной съемки. В обоих случаях функция
работает при выдержках от секунды и более. Она уменьшает цифровые шумы,
видимые в тенях при длительных выдержках (особенно при использовании
высоких значений чувствительности ISO).
Алгоритм - субтрактивный. После съемки кадра, камера делает еще один,
на этот раз с закрытым затвором, а затем второй кадр, изображение на
котором по сути формируется собственными шумами матрицы, вычитается из
первого. Результатом является заметное снижение шумов и возможность
делать прекрасные ночные снимки.
Типы карт памяти: SmartMedia, xD-Picture, CompactFlash
Камера имеет два слота: один под использование Compact Flash (I и II)
любой емкости (включая MicroDrive), а другой под SmartMedia (до 128MB)
или xD-Picture card. Камера поставляется с 32-мегабайтной xD-Picture
картой памяти.
Наверное, широкий диапазон поддерживаемых стандартов можно считать
полезным свойством камеры, особенно, если к моменту ее приобретения
у вас уже имелись какие-то карты памяти. Я установил в свою камеру две
карты - xD-Picture 256МБ и Compact Flash (512МБ), и больше их ни разу
не вынимал... так что, вообще-то говоря, не вижу никакой разницы, какого
они там, внутри, типа.
Производители карт заявляют, что xD-Picture потребляют меньше энергии
аккумуляторов. Кроме того (и это уже точно) режим Панорамы, с последующей
склейкой фирменной программой Camedia Master, работает только с родной
карой xD-Picture от Olympus (подробнее о режиме Панорамы - чуть позже).
|
|
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ |
|
Верхняя панель:
· Кнопка спуска затвора.
Кнопка спуска имеет четкую промежуточную фиксацию, мне это очень по
душе, хотя знаю, что многие любят более мягкое срабатывание. Расположена
она на довольно сильно наклоненной вперед поверхности (порядка 45 градусов),
то есть нажимать ее нужно не вертикально вниз, а вниз и слегка на себя.
Это вполне удобно, привыкаешь легко и быстро.
· Рычажок управления фокусным расстоянием объектива
(зумом).
Маленький, расположен в удобном месте. Однако зум довольно шустрый, и
точно установить желаемое значение непросто - объектив быстро проскакивает
его. Наверное, было бы здорово сделать возможность точной, медленной подстройки
фокусного расстояния - например, при нажатии одной из кнопок левой рукой
(с одновременным манипулированием рычажком зума - правой).
В режиме просмотра сделанных снимков этот рычажок управляет увеличением/
уменьшением изображения.
· Кнопка включения / выключения камеры.
Камера включается весьма быстро, примерно за одну секунду (в широкоугольном
положении объектива). При этом восстанавливается прежнее положение зума.
А вот выключение вызывает недоумение. Достаточно слегка задеть кнопку
(что вполне вероятно при вращении колеса выбора режимов), как камера сразу
выключается. Думаю, целесообразно было бы сделать задержку, чтобы камера
выключалась после, например, секундного нажатия на кнопку.
· Вращающееся колесо выбора режима съемки.
· Разъем для подключения вспышки типа "горячий башмак", с защитной крышкой.
· Кнопка, функциональное назначение которой определяется
пользователем.
На пользовательскую кнопку можно назначать следующие функции:
Режим работы затвора (однократный, серийная съемка, вилка) - это функция
по умолчанию.
Чувствительность ISO (авто, 64, 100, 200, 400).
Цифровой зум (вкл/выкл).
Шумоподавление (вкл/выкл) - реально работает при выдержках более 1 секунды.
Эффект обработки (выключена, черно-белый, сепия, белый фон, черный фон).
Frame assist (вкл/выкл).
Запись звука для фотографий (вкл/выкл).
Запись звука для видео (вкл/выкл).
My Mode (1...8).
Режим работы гистограммы (выкл, вкл при коррекции, вкл, прямой режим).
Резкость (от -5 до +5).
Контрастность (от -5 до +5).
Цветовой сдвиг (Hue, от -5 до +5).
Цветовая насыщенность (Saturation, от -5 до +5).
Постоянно работающий автофокус (вкл/выкл).
Экспокоррекция.
Режим работы вспышки.
Коррекция мощности вспышки.
Режим работы фокуса.
Режим экспозиции.
Включение таймера / пульта дистанционного управления.
Баланс белого (авто, пресет 1, пресет 2, пользовательский).
Разрешение и формат файла (RAW, TIFF, SHQ, HQ, SQ1, SQ2).
Сюжетная программа (нормальная, портрет, пейзаж, ночная съемка).
Гибкость настройки просто великолепна.
Замечу, что ко многим из этих режимов и без этой кнопки имеется быстрый
доступ при помощи одной кнопки - например, экспокоррекция, или режим
работы фокуса.
ЖКИ дисплей на верхней панели:
Нет
Видимо, посчитав, что вся нужная информация выводится на видоискатель
(или на TFT-монитор на задней панели), то есть и так постоянно находится
перед глазами фотографа, нет смысла дублировать ее на ЖКИ дисплее,
разработчики убрали его вовсе.
Возможно, не всем понравится такое решение, но я лично признаюсь
- действительно, я и раньше почти не пользовался ЖКИ-дисплеем на C-5050.
По-видимому, этот мой опыт был учтен :)
Левая боковая поверхность:
Кнопок стало много, большинство наиболее часто применяемых функций
выведено на отдельные кнопки. Это просто замечательно!
Камера стала еще больше похожа на старшие модели Олимпуса: E-10 и E-20.
· Кнопка выброса вспышки.
При ее нажатии вспышка механически приводится в рабочее состояние,
и включается установленный ранее режим работы вспышки.
· Кнопка баланса белого.
(Авто, пресет 1, пресет 2, пользовательский).
· Кнопка формата файла.
(RAW, TIFF, SHQ, HQ, SQ1, SQ2)
· Кнопка режима фокусировки.
(Автофокус, ручной, макро, супермакро, супермакро ручной).
· Кнопка экспокоррекции...
· и кнопка управления режимами вспышки.
Нажатие этих двух кнопок одновременно позволяет корректировать энергию
вспышки (диапазон коррекции - также ±2 ступени с шагом в 1/3 ступени).
· Кнопка режима экспозамера.
(Интегральный, точечный, многоточечный, центрально-взвешенный).
Передняя поверхность:
· Кнопка фиксации экспозамера.
Задняя поверхность:
· Кнопка включения таймера и пульта дистанционного управления
(слева от видоискателя).
· Окошко видоискателя с колесом диоптрийной коррекции.
· Цветной TFT-монитор.
· Колесо управления (расположено под большим пальцем правой руки, но существенно
левее, чем на C-5050 и C-5060).
· Кнопка включения режима просмотра сделанных снимков.
· Четыре навигационные кнопки со стрелками, расположенные вокруг кнопки
ОК/меню (аналог клавиши Enter на компьютерной клавиатуре).
· Кнопка переключения EVF (видоискатель) / TFT монитор. Одновременно -
нет.
· Кнопка выбора карты памяти.
В целом можно сказать, что очень многие функции камеры вынесены на
специальные кнопки. Большинство важных установок могут модифицироваться
без копания в многоуровневых меню, а просто путем нажатия на соответствующую
кнопку (левой рукой) с одновременным поворотом колеса управления (большим
пальцем правой руки). Во многих случаях при нажатии большим же пальцем
правой руки кнопки ОК можно непосредственно войти в соответствующий
пункт меню для точных настроек.
Например, нажимая левой рукой кнопку выбора формата файла, можно поворотом
колеса управления сделать выбрать SHQ, а нажатием на кнопку ОК войти
в меню и выбрать разрешение 3264х2448 или 3264х3176 (каждый раз делать
такой выбор через нажатие ОК и меню - не обязательно, ибо будет запомнено
последнее из использовавшихся значений).
Действия наглядно отображаются в окошке видоискателя, или же на мониторе,
в зависимости от того, что из них включено в данный момент. В большинстве
случаев, когда не нужно делать дополнительные корректировки через меню,
можно производить все изменения параметров, не отрываясь от видоискателя.
Очень удобно!
В 5050 мне очень нравилось, что все кнопки разные - и по форме, и по
конструкции. Они круглые и прямоугольные, выпуклые, в ложбинках, с ямочками...
и так далее. Это позволяет четко ориентироваться в них даже на ощупь,
не глядя, или в темноте. У 8080 не так - многие кнопки, особенно на
левой панели, вполне идентичны, так что придется привыкать к их расположению
(что, впрочем, происходит довольно быстро).
В целом, все управление просто великолепное - и идеология работы, и
удобство кнопок, и логичность меню.
Меню:
Можно включать и в режиме съемки, и при просмотре кадров
(в каждом случае доступны разные опции), а также при выборе положения
SET UP на колесе режимов.
Система меню хорошо структурирована, логична и интуитивно понятна,
проблем с поиском нужного пункта нет.
Экран меню открывается с четырех "быстрых" функций, по числу навигационных
клавиш (стрелок). Правая стрелка открывает доступ ко всем нижним уровням
меню, в то время как на три остальные "быстрые кнопки" можно назначать
наиболее часто употребляемые функции из следующего списка:
Режим затвора, таймер и пульт ДУ, ISO, цифровой зум, шумподавление,
эффекты обработки, помощь в кадрировании, запись звука, My Mode, режим
работы гистограммы, баланс белого, формат кадра, сюжетные программы,
коррекция резкости, контрастности, цветового сдвига и насыщенности,
режим работы вспышки, режим фокусировки, режим работы экспозамера.
Я лично установил на них режим съемки (одиночная/серийная), чувствительности
ISO и режим работы гистограммы. Впрочем, в том-то и прелесть, что вы
можете назначать на эти кнопки другие функции - по своему усмотрению.
Пользовательский режим (My Mode) 8 настраиваемых установок
Существует 8 пользовательских памятей, в которые можно записать практически
все текущие параметры работы камеры, поддающиеся модификации, включая
положение зума (5 фиксированных значений: 28, 50, 85, 105, 140 мм).
Дальше эти комбинации параметров можно вызывать через меню, или же назначив
My Mode на пользовательскую кнопку. Часто используемые режимы съемки
- например, "со вспышкой в помещении", "съемка в студии", "из окна автобуса",
"огни ночного города", "портрет ночью" требуют определенного сочетания
многочисленных параметров, и все они могут сохраняться в памяти, а потом
восстанавливаться разом. Это очень удобно!
Понравилось также и то, что теперь (в отличие от C-5050) тип используемой
карты памяти не запоминается, не привязывается жестко к конкретным режимам.
То есть, используется текущая карта памяти - та, которая была выбрана
непосредственно перед включением режима My Mode.
Режим просмотра
Режим просмотра сделанных кадров может быть двух типов. Один из них
("настоящий" режим просмотра) выбирается колесом режимов. Если он был
установлен до включения камеры, то при включении объектив не
выдвигается.
Второй - "оперативный" просмотр, к нему можно перейти из режима съемки
нажатием на специальную кнопку "Quick View" (Быстрый просмотр).
Функционально он полностью аналогичен первому типу, однако из него можно
сразу вернуться в режим съемки, если полунажать кнопку спуска затвора.
При просмотре можно задавать количество кадров на экране: один или
несколько - 4 (2х2), 9 (3х3), 16 (4х4). При просмотре также работает
и цифровой зум, с пятью уровнями увеличения: 1.0х, 2.0х, 3.0х, 4.0х,
6.0х. При включении зума можно просматривать изображение, двигая его
четырьмя кнопками-стрелками.
Переключение к следующему кадру происходит несколько медленнее, чем
в C-5050. Видимо, скорость передачи данных по внутренним шинам сохранилась,
но поскольку файлы стали больше, пропорционально увеличилось время их
извлечения из памяти (и запись время съемки). Особенно долго - несколько
секунд читаются файлы формата RAW.
Можно выборочно удалять кадры, или же, наоборот, защищать их от
стирания. Эта защита сохраняется и при просмотре на компьютере,
поскольку устанавливается атрибут файла "read-only", только для чтения.
При выполнении команды "удалить все кадры" защищенные сохранятся. Однако
при выполнении команды "форматирования карты памяти" - стирается
полностью вся информация.
Также в режиме просмотра можно создавать копии файла внутри камеры (с
карты на карту), кадрировать снимки, и создавать индексные изображения
(thumbnails) - копии файла в разрешении 640х480 или
320х240.
Специальная функция: Работа
монитора в режиме контрольной панели.
При активации функции "контрольная панель" переключение режимов работы
TFT-монитора (кнопкой включения монитора) происходит между обычным "видоискателем"
и полно-информационной контрольной панелью, на которой могут отображаться
исчерпывающие данные о всех текущих настройках камеры. Мне лично эта
функция не кажется полезной, поскольку и без того выводится достаточно
информации (хотя и в несколько сжатом виде). Так что я предпочитаю нормальный,
более привычный режим: монитор переключается между "видоискателем" и
"выключено".
|
|
ДРУГИЕ ВОЗМОЖНОСТИ |
|
Установки при включении камеры: Фабричные по умолчанию, или же последние
использовавшиеся.
При включении питания камера может сбрасывать все установки на заводские,
принятые по умолчанию (ALL RESET >> ON), или же восстанавливать
настройки, использовавшиеся перед выключением (ALL RESET >> OFF).
Соответствующий выбор можно сделать в меню. Как правило, второй вариант
предпочтительнее.
Таймер срабатывания затвора: Электронный, задержка 12 с.
Может быть полезным для съемки всей компании, включая фотографа. Кроме
того, если у вас нет пульта дистанционного управления, то таймер можно
рекомендовать при съемках со штатива, дабы не качнуть аппарат в момент
нажатия кнопки спуска вручную.
При включении таймера на передней панели аппарата зажигается красный
светодиод, который предупреждает о срабатывании затвора морганием в
течение последних двух секунд перед спуском.
Пульт дистанционного управления: Инфракрасный.
В комплект поставки входит стандартный пульт Olympus RM-2, имеющий
единственную кнопку - срабатывание затвора. При этом затвор срабатывает
либо сразу, либо с задержкой в три секунды (устанавливается заранее
через меню). В режиме "Bulb" (выдержка от руки) затвор остается
открытым, пока вы держите кнопку пульта нажатой.
Я вижу четыре ситуации (наверное, существуют и другие), в которых
применение пульта обосновано: 1. Снимая компанию за праздничным
столом, вы можете установить камеру на штатив, и далее не дежурить
возле нее, а присоединиться к пиршеству, делая снимки не сходя со
своего места. 2. Аналогично таймеру: для съемок с длительной
выдержкой, со штатива, дабы не качнуть камеру.
3. Съемка животных и прочей живой природы, когда нужно оставаться
незамеченным. К сожалению, здесь проявится один из минусов камеры
- приемник инфракрасного излучения находится на передней панели, так
что активизировать затвор, находясь позади камеры, не удастся. Оттого
же сделана и возможность задержки при работе с пультом: вы включаете
затвор, и имеете в запасе три секунды, чтобы убрать руку с пультом
из кадра.
4. В
случае демонстрации сделанных снимков на экране подключенного
телевизора, вы опять же сможете управлять камерой
дистанционно.
Звуковые комментарии:
4 секунды
Камера позволяет записать четыре секунды комментариев к кадру, используя
встроенный микрофон. Эта функция может быть активизирована как при съемке
(и в этом случае примерно через секунду после срабатывания затвора камера
включается на запись звука), так и в процессе просмотра кадров, добавляя
нужную информацию. В процессе записи на мониторе индицируется заполняющаяся
полоска (progress bar). Качество записи звука невысокое (8-битное),
но вполне разборчивое. При этом создается дополнительный файл формата
WAV, размером порядка 32 Кб, имеющий то же имя, что и соответствующий
JPEG.
Цифровой зум:
3х - трехкратный.
Если эта функция активизирована в меню, то после установки оптического
зума в максимальное положение (140 мм экв.), автоматически начинает
работать цифровой зум, что на экране монитора индицируется красной вертикальной
полоской, как продолжение белой (оптического зума). Можно не заметить
этого, и получить снимок пониженного разрешения, что, конечно, бессмысленно,
поскольку цифровой зум всего лишь увеличивает центральную часть кадра,
пропорционально уменьшая количество пикселей (то же самое можно сделать
и в редакторе изображения, разве что с большим удобством и с точным
кадрированием). Так что рекомендую попросту выключить возможность цифрового
зума (через меню).
Внешние интерфейсы: USB,
ТВ аудио/видео.
Подключая камеру к компьютеру через USB-порт (материнская плата
компьютера, разумеется, должна быть оснащена таким портом; это обычная
опция в наше время), вы можете перекачивать файлы в обоих направлениях.
Операционная система будет попросту показывать подключенное устройство
как еще один диск, съемного типа (removable).
Таким образом, появляется возможность использовать камеру как подключаемый
жесткий диск. Емкость его не столь велика (в моем случае - 768 Мб),
однако этого достаточно для большинства применений, и часто это неплохая
альтернатива пишущим CD-драйвам или USB-флэш устройствам.
Конечно, наличие USB порта - это обычная опция в современных цифровых
камерах. Однако, далеко не все камеры поддерживают стандарт USB 2, как
C-8080. При работе в этом стандарте перекачка файлов происходит в 3-4
раза быстрее, чем с USB 1.1, со скоростью порядка 2 Мб/сек. Соответствующий
стандартный mini-USB кабель включен в комплект поставки.
В режиме просмотра снимков вместо использования TFT-монитора камеры,
сигнал можно выводить на внешний телевизор (в стандартах NTSC или PAL,
переключение в меню). Выводится точно та же картинка, со всей вспомогательной
информацией. Конечно, изображение на экране телевизора несопоставимо
по качеству с компьютерным монитором, но если вы находитесь в гостиничном
номере, то можно полюбоваться сделанными кадрами, а также удалить явно
неудачные. Аудио/видео кабель (моно) входит в комплект поставки.
Язык интерфейса: Выбирается.
Через меню можно выбрать один из следующих языков: английский, французский,
немецкий, испанский, итальянский, португальский, японский и (о чудо!)
русский. Последний вариант я лично не пробовал, как-то мне больше по
душе привычные англоязычные меню.
Управление печатью (Digital Print Order Format, DPOF):
Есть.
Файлы могут включать информацию для DPOF-совместимых фотопринтеров
и машин цифровой печати - количество снимков, кадрирование. Эта функция
полезна для пользователей, которые вынимают карту памяти из аппарата
и относят ее в фотолабораторию. Я никогда не поступал подобным
образом, так что комментировать режим не берусь, хотя слышал и читал
много отзывов, что Olympus C-8080 производит одну из самых "готовых"
к печати картинок - среди всех цифровых камер.
Видеосъемка:
Формат JPEG Quick Time Motion (файл MOV); 15 кадров в
секунду, разрешение 640х480 или 320x240 пикселей.
В зависимости от выбранного разрешения, камера использует один мегабайт
памяти для записи около 3 (или 13) секунд изображения. Непрерывное время
записи ограничено только емкостью карты памяти.
Качество видеозаписи, конечно, несравнимо с цифровой видеокамерой,
даже самой простенькой. Однако наличие режима 640х480 - это существенный
прогресс по сравнению с C-5050, и в общем-то, можно им уже и пользоваться.
Включив меньшее разрешение, можно использовать камеру в качестве диктофона
- используя, фактически, только звуковую дорожку. На одну карту 256
Мб у меня поместилось более 50 минут записи.
Режим панорамы: Поддерживается с картами памяти xD-Picture (входит в комплект
поставки).
При активизации этого режима экспозиция фиксируется по первому кадру,
и вы можете снимать серию до 10 снимков, а затем склеивать их в единую
панораму при помощи входящей в комплект поставки программы Camedia
Master от Olympus'a. На мониторе появляются навигационные линии,
помогающие позиционировать камеру. Обратите внимание на маленькие
голубые стрелочки - они задают направление съемки (слева направо, справа
налево, вверх или вниз, выбор осуществляется соответствующими
навигационными стрелками). Если вы сделаете кадры не в том порядке, что
предписывают голубые стрелочки, Camedia Master откажется склеивать их в
панораму (конечно, ничто не помешает использовать другие,
специализированные программы для сборки панорам - что, вообще говоря,
предпочтительнее).
Эффекты: Черно-белое
изображение.
Каждая точка изображения будет определяться равными значениями цветов
по RGB-каналам, как это бывает у серых (grayscale) изображений, хотя
формально файл остается цветным (RGB).
Сепия (коричневый вираж).
Frame assist - помощь в кадрировании.
На экран выводится крупный черный силуэт головы человека. По-видимому,
предполагается вписать в него фотографируемый объект. Имеются два варианта:
для горизонтальной и вертикальной ориентации кадра. Действует на один
следующий кадр. Невероятная фигня.
Guidelines - сетка из направляющих линий.
Линий не много, две вертикальные и две горизонтальные, соответственно
кадр делится на 3х3=9 квадратов. Вряд ли это сетка всерьез полезна для
компоновки и правильного композиционного построения кадра, но вот для
определения горизонталей (или вертикалей) - может и пригодиться. Причем
если она включена, то выключается при выводе на экран яркостной гистограммы
- и наоборот, включается обратно при выключении гистограммы.
Два кадра в одном.
Этого бессмысленного режима больше нет! Ура мудрым разработчикам Olympus'а,
они услышали мое ворчание по этому поводу!
|
|
ИСТОЧНИКИ ПИТАНИЯ |
|
Тип:
Литиевый аккумулятор Olympus BLM-1.
Жаль, что прекращена поддержка стандарта АА. В экстренном случае, при
разрядке аккумуляторов, уже не получится купить обычные батарейки и
не пропустить интересные кадры. Так что желательно иметь запасной аккумулятор,
что относительно накладно (стоимость его составляет порядка 10% стоимости
камеры).
Правда, к этой ложке дегтя можно добавить воистину бочку меда - время
работы со штатным аккумулятором удивительно большое. У меня получается
сделать порядка 400 кадров при включенной вспышке в половине случаев,
постоянной работе с зумом и придирчивым многократным разглядыванием
отснятого материала. Западные обзоры указывают на 500-600 снимков при
периодическом включении вспышки и умеренной работе с зумом - охотно
верю!
Улучшена конструкция крышки аккумуляторного отсека. У C-5050 довольно
мощные пружины давили изнутри на крышку, что порой приводило к поломкам.
Здесь же, у C-8080, аккумулятор фиксируется встроенным рычажком.
К сожалению, по-прежнему индикация заряда батарей не отображает степени
их разряженности (как в мобильном телефоне), а предупреждает о разрядке
в последний момент - вы едва успеете сделать несколько кадров (да и
то без вспышки), и камера выключится.
Полный заряд штатных аккумуляторов в зарядном устройстве происходит
за 6-7 часов, после чего зарядка отключается, так что нет необходимости
контролировать этот процесс.
Энергосберегающие режимы:
Sleep (ждущий) - через 0.5, 1, 3, 5 или 10 минут.
Если опция Sleep активирована (через меню), камера переходит в ждущий
режим при отсутствии работы с ней в течение указанного времени. Выход
из ждущего режима - использованием любого из органов управления.
Battery save (Экономия батарей).
При активизации в меню этого режима запрещается работа с TFT-монитором,
а кроме того, камера быстрее переходит в ждущий режим.
Внешние источники питания:
Приобретаются отдельно, есть разъем под внешнее питание 6.5В.
Olympus предлагает модели C-7AU и C-7AE, довольно компактные, но весьма
недешевые. Думаю, целесообразнее приобрести блоки питания сторонних
производителей, хотя, конечно, не сомнительные китайские поделки за
два доллара - лучше не рискуйте.
|
|
ДОКУМЕНТАЦИЯ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ |
|
Документация:
Базовое руководство (отпечатанное, на русском языке),
расширенное руководство (на компакт-диске).
Информация в базовом руководстве довольно краткая, основное внимание
уделено процессу установки карт памяти и аккумуляторов.
К счастью, расширенное руководство, размещенное на компакт-диске,
гораздо лучше. Откровенно говоря, можно было бы и его сделать
поподробнее (углубленным погружением в детали оно также не
отличается)... но что поделаешь, придется пользоваться тем, что есть.
Минус, который, к сожалению, для многих может оказаться существенным
- отсутствие расширенного руководства на русском языке.
Программное обеспечение:
Camedia Master 4.2.
На мой вкус, софт просто ужасный. Попсовый дизайн (к которому тяготеют,
увы, и последние версии многих действительно хороших программ), оформление
всех меню, ориентированное на человека, впервые в жизни включившего
компьютер... Правда, появилась возможность двигать увеличенное изображение
при помощи инструмента "Рука", и несколько других полезных мелочей.
Как бы то ни было, я определенно предпочитаю использовать сочетание
ACDSee для просмотра изображений и Photoshop'a для
обработки. |
|
КАЧЕСТВО СНИМКОВ |
|
Серьезный анализ качества снимков предполагает разнообразные тесты и
выходит за рамки данной статьи, посвященной анализу технических
характеристик и функциональных возможностей камеры. Тем не менее, скажу
несколько слов о субъективных впечатлениях, сложившихся после нескольких
месяцев ее использования.
В целом качество изображения произвело на меня самое благоприятное
впечатления. Картинка существенно лучше, чем у C-5050 и C-5060. Детализация
хорошая, высокая резкость по всему полю, экспозиция практически всегда
правильная, цветопередача прекрасная. По-прежнему великолепен макрорежим.
Если вам вдруг покажется, что цвета несколько блеклые, а резкость завышенная
(или наоборот) - помните, что существует возможность подстраивать эти
параметры через меню.
Шумы, конечно, заметно выше, чем на зеркальных камерах с большой матрицей,
но все же уровень их невысок (особенно неожиданно низок при высоких
ISO). Правда, слегка заметна работа встроенных алгоритмов шумоподавления,
особенно на лицах и других участках кожи.
По-видимому, увеличился динамический диапазон матрицы. В результате
заметно улучшилась работа камеры в светах и тенях, лучше стало отображению
ярких и темных участков без засветки (или потерей в тенях). От этого
снимок имеет, не побоюсь этого слова, более"пленочный" вид.
Картинка в целом мягкая и солидная. Если вы сравнивали изображение,
получаемое цифрозеркалками и дешевыми цифромыльницами, то наверное,
понимаете, о какой разнице я говорю. C-8080 явно тяготеет к дорогим
моделям. Очень хорошая картинка!
Почти исчез главный минус, присутствовавший в C-5050 - появление в
определенных условиях хроматических аберраций, видимых как красно-зеленое
оконтуривание высококонтрастных объектов, например, темных ветвей на
светло-сером (но не ярко-голубом) небе. Говорю "почти", потому
что, во-первых, это явление в той или иной степени присутствует у всех
цифровых аппаратов, даже самых дорогих и навороченных, а во-вторых,
уровень аберраций весьма низок, появляются они редко, и (ура!) я перестаю
считать это проблемой своего фотоаппарата!
Конечно, для съемки наиболее ответственных кадров, особенно неторопливой
съемки (например, пейзажей, архитектуры или натюрмортов), по-прежнему
настоятельно рекомендую режим ORF (Olympus RAW Format), предоставляющий
широкие возможности по подстройке различных параметров изображения.
Только RAW позволяет в полной мере реализовать возможности камеры, обеспечивая
максимальное качество снимков.
|
|
ВЫВОДЫ |
|
В целом, качество снимков Olympus'а C-8080Z можно охарактеризовать как
отличное. Удобство работы и богатые возможности по управлению процессом
съемки также превосходны. Камера не только доставит удовольствие продвинутым
любителям, но может использоваться и профессионалами как дополнение
к более серьезным моделям, в условиях, когда особенно важна мобильность
и компактность.
Некоторые из моих снимков, сделанных аппаратом Olympus C-8080WZ, можно
увидеть в разделе Фото - Галерея.
Планирую продолжать рассказывать о C-8080 и разных аспектах работы
с ним, а также приводить результаты его сравнительного тестирования
- с другими аппаратами.
|