Дмитрий Крупский |
Начало | Про меня | Музыка | Фото | Юмор | Разное | Карта сайта |
Путешествия | Галерея | События | Обзоры фотоаппаратов |
Фото >> Обзоры >> Pentax K10D - "Мои установки" Июнь 2007 Много говорилось о серьезной функциональности Pentax K10D, о разнообразии режимов этого аппарата и его мощности как профессионального фотографического инструмента (см. мой обзор Pentax K10D). Хочется добавить несколько слов о гибкости и конфигурируемости камеры,
о возможности подстраивать поведение автоматики под персональные предпочтения
фотографа. Модель - Надежда Рачкова. |
Два типа параметров В управлении любой камерой можно условно выделить два основных типа параметров. Первый тип – параметры текущего кадра, задаваемые в момент съемки и влияющие на формирование изображения самым непосредственным образом. Это диафрагма и выдержка, баланс белого, ISO, тип автофокуса и так далее. В серьезных камерах разработчики стремятся обеспечить максимально оперативный контроль за такими параметрами, и поэтому многие из них размещают на специальные выделенные кнопки. Хотя порой кнопок хватает не для всех параметров, и тогда доступ к ним происходит через меню. Второй тип параметров влияет на изображение не впрямую, а опосредованно. Эти параметры определяют, каким именно образом будет вести себя автоматика камеры в автоматических режимах, а также задают функциональность органов управления в разных ситуациях, то есть служат для конфигурирования камеры. Граница между этими типами довольно расплывчата, иногда они оказываются перемешанными даже внутри одного меню, но все же по сути они разные. Пожалуй, можно упомянуть и третий тип настроек – собственно самого фотоаппарата. Они вообще не имеет отношения к процессу съемки – это задание времени и даты во встроенных часах, язык интерфейса, порядок нумерации файлов и так далее. Раздел "Мои установки" Большая группа настроек второго типа в модели Pentax K10D собрана в отдельный раздел меню, называемый "Мои установки" (Custom Function Menu). Уже само количество настроек в этом разделе – а их тридцать три! – говорит о гибкой конфигурируемости камеры. Не будем сейчас занимаеться их подробным перечислением, а заостримся лишь на некоторых интересных моментах. Автобрекетинг с таймером экспозамера Экспобрекетинг, или эксповилка – функция, позволяющая снять несколько кадров (три или пять), слегка различающиеся по экспозиции, а затем выбрать оптимальный из них. Эти три кадра могут делаться либо сразу один за другим, пока держишь нажатой кнопку затвора, с максимальной скоростью, которую способна обеспечить камера – либо отдельными нажатиями для каждого кадра. Если при съемке используется вспышка, в том числе внешняя, то первый способ в общем случае не годится, поскольку вспышка может не срабатывать на втором и последующих кадрах – не успеет зарядиться. Поэтому во многих камерах при включении брекетинга работа вспышки вовсе запрещается, от греха подальше. Использование же таймера экспозамера в Pentax K10D позволяет задать время, в течение которого остается в силе первоначальный экспозамер и продолжает работать автобрекетинг (10, 3 или 30 сек – точнее, в течение удвоенного времени). Таким образом, становится возможным экспобрекетинг со вспышкой – снимки можно делать отдельными нажатиями кнопки, дожидаясь, пока зарядится вспышка. Причем в этом случае автофокус работает на каждый отдельный кадр, в отличие от съемки всех кадров в брекетинг-серии одним нажатием кнопки. Такая реализация экспобрекетинга весьма полезна для неторопливой вдумчивой съемки – например, в студийных условиях, но не только. Приоритет MTF При работе любой камеры в программном автоматическом режиме P, конкретные значения диафрагмы и выдержки (экспопара) для текущей освещенности сцены вычисляются в соответствии с предварительно заданной программной линией. Форма этой линии определяет, в какие моменты по мере ступенчатого роста освещенности происходит укорочение выдержки, а в какие – прикрытие диафрагмы. Определенную автоматикой экспопару можно изменить вручную, поворотом диска, как бы сдвигая эту самую программную линию, что называется экспосдвигом и отмечается в видоискателе (или на мониторе). Так работает большинство камер. В Pentax K10D можно изменять саму форму программной линии. Точнее, выбирать один из четырех предусмотренных разработчиками типов линии. Суть трех вариантов – "Стандартная линия", "Короткие выдержки" и "Глубина резкости" – понятна из их названиий. В четвертом же, самом необычном, случае – "Приоритет MTF" – камера обеспечивает наилучшие оптические свойства объектива при данном освещении и фокусном расстоянии. Мы знаем о графиках MTF, характеризующих качество объектива – они показывают, каким образом разрешающая способность объектива меняется в зависимости от раскрытия диафрагмы. То есть, существует оптимальное, с точки зрения резкости, значение диафрагмы. Однако этот график – а значит, и оптимальное значение диафрагмы – будет меняться при зуммировании, при изменении фокусного расстояния объектива. Хоть и не очень сильно меняться, но все же. Получается, что при использовании программной линии "Приоритет MTF" камера обеспечивает наилучшие оптические свойства объектива для данного освещения и фокусного расстояния, то есть работает как бы "Приоритет резкости". Съемка JPEG + RAW Идеология работы с форматом RAW в Pentax K10D проста и удобна. Слева на корпусе камеры находится кнопка RAW. При любом текущем разрешении файла JPEG, этой кнопкой можно дополнительно включить и файл RAW, и тогда после сделанного кадра камера запишет в память два файла – JPEG и RAW. Так вот, один из пунктов в "Моих установках" определяет, как именно работает эта самая кнопка RAW – действует ли ее нажатие на один текущий кадр, или на все последующие. В принципе, подход разумный, надо только не забывать о сделанном переключении, чтобы не ошибиться, да и по умолчанию, в заводских установках, стоит вариант "на один кадр" – но с этими нюансами разбираешься очень быстро. Не могу удержаться и не напомнить, что RAW можно писать в двух вариантах – либо PEF (фирменный формант Pentax'а), либо DNG (новый Adobe-стандарт "цифровой негатив"). При попытке же удаления файла камера уточняет, какой вариант имеется в виду – удалить только RAW, удалить только JPEG или удалить оба файла. Черт побери, разумно! Остается только удивляться, почему не все производители делают так. Начальный масштаб при увеличении Включив режим Просмотра, мы часто увеличиваем снимок – чтобы рассмотреть, нет ли смаза, в нужное ли место навелся автофокус, не моргнул ли кто-то из людей в группе. Традиционный при этом подход – масштаб увеличения нарастает постепенно. Последовательно нажимая на соответствующую кнопку (или рычажок), получаешь все более крупное изображение. Другое решение – кстати, применяемое в компактах Pentax – это установка в меню флажка "Быстрое увеличение". В этом случае при первом же нажатии на кнопку увеличения происходит переход к максимальному масштабу. А вот в Pentax K10D использован гибкий метод, позволяющий максимально подстроить камеру под свой вкус – здесь самостоятельно задаешь начальный масштаб увеличения. Выставляешь любой вариант, от 1.2х до 16х, и при первом же нажатии на кнопку увеличения изображение сразу будет увеличиваться до заданного масштаба. Некоторые другие настройки В настройках раздела "Мои установки" можно управлять еще множеством других аспектов работы автоматики. Например, включать "ISO-предупреждение". Задаешь уровень чувствительности, который считаешь критическим (в частности, с точки зрения шумов) – ISO 400-800-1600. Тогда при достижении (или превышении) этого уровня в видоискатель будет выводиться предупреждение – мол, "осторожно! не следует ли установить ISO пониже?" Функция Автоэкспокоррекции исправляет картинку при неточно определенной экспозиции (похоже на Автоуровни в Photoshop'е). Можно задавать поведение баланса белого при срабатывании вспышки – будет ли ББ сохраняться в текущем положении, или переключаться на пресет "Вспышка". Можно определять функциональность Зеленой кнопки и двух дисков управления в разных режимах... тут и вовсе глаза разбегаются – особенно если нечетко знаешь, что именно тебе нужно. Ну а если знаешь, то дух захватывает – от удобства и богатства возможностей. Некоторые из функций и настроек раздела "Мои установки" являются уникальными, другие – более-менее обычными для зеркалок, но в целом набор получился великолепным, собрано многое из того, чего другим камерам порой не хватает. Одним словом, функциональность Pentax K10D, гибкость его настроек и конфигурируемость под личные предпочтения фотографа – выше всяких похвал. Статья подготовлена для корпорации Pentar
- официального дистрибьютора PENTAX
в России - |
На главную страницу | В раздел Фото | Материалы "О фотографии" |
© 2003-2009
Использование материалов сайта возможно только с разрешения автора |