5 |
Электронный видоискатель разочаровывает.
Даже при добавленной в меню яркости на +2, его плохо видно в солнечный
день. |
6 |
Дисплей не поворотный - и по этому параметру
EX-F1 проигрывает практически любой видеокамере. |
7 |
Вокруг кнопки видеозаписи - рычажок переключения режимов: обычная
видеосъемка, высокоскоростная и "высокой четкости" HD.
|
8 |
Четыре кнопки объединены в единый навипад,
вокруг него - рифленое кольцо управления, в центре - кнопка SET. |
Управление
Сразу отметим большое кольцо на объективе. По умолчанию оно управляет
зумом. Похвальна попытка сымитировать управление "зеркального типа",
однако зум здесь электромеханический, то есть вращением кольца ты отдаешь
команду моторчику. Зум получается заторможенным - моторчик все равно работает
с той же скоростью, что и при управлении рычажком. Если хочешь подправить
зум лишь слегка, то все работает неплохо. Однако если хочешь крутнуть
быстро (а именно такую возможность дает механический зум) - то ничего
похожего, моторчик все равно отрабатывает плавно и медленно. Кроме того,
в механичесом зуме угол небольшой, весь диапазон проходится за раз. Здесь
же приходится кольцо перехватывать, подкручивать. В общем, зум неудобный.
Однако функциональнось кольца можно изменить, и две другие функции реализованы
гораздо лучше: ручная фокусировка неплохая, а идея регулировать кольцом
скорость серийной съемки - и вовсе отличная.
|
В правой части экрана выводится меню быстрого
доступа. Функции соответствуют компакту продвинутого уровня. Для входа
в меню нажимаешь стрелку навипада Вверх или Вниз, при этом попадаешь
на тот пункт, который изменял в прошлый раз, и более того, этот пункт
запоминается даже после выключения питания (отлично!). Значения параметров
в меню, разумеется, изменяются кольцом управления - очень удобно,
причем изменение происходит сразу, не требуется подтверждающее нажатие
ОК (или SET), достаточно выйти из меню полунажатием кнопки затвора.
Зуммирование сопровождается диаграммой в нижней части экрана, а
при полунажатии кнопки затвора выводится не только экспопара, но
и ISO. Можно отображать и живую гистограмму, даже по трем каналам
R-G-B (тонкими линиями).
|
Режимы съемки
|
Не терпится поскорее перейти к главному - сверхскоростным режимам,
поэтому "обычные" упомянем кратко. Имеется полный набор
PASM и почти тридцать сюжетных программ. Стабилизатор двойного действия
- как оптический, реагирующий на дрожание камеры, так и программный,
повышающий ISO при движении объекта съемки.
Есть функция распознавания лиц, следящий АФ, брекетинг (по экспозиции,
балансу белого и автофокусу), расширение динамического диапазона,
цветной фильтр, регулировка резкости, насыщенности, контраста, а
также интенсивности вспышки.
|
Скоростные режимы
|
Наконец-то добрались до главного. Серийная съемка может вестись
в нескольких режимах (для их переключения выделен специальный диск
- на иллюстрации он слева).
|
|
Скоростные режимы различаются в деталях, но по сути базируются
на том, что имеется буфер на 60 полноразмерных (6 Мп) кадров, который
может заполняться безостановочно, с постоянным обновлением содержимого.
Скорость этого заполнения регулируется. Выставишь 60 кадров/сек
- буфера хватит на 1 секунду, если 15 кадр/сек - то на 4 секунды,
и так далее.
|
|
Более того, ты можешь записывать события, происходящие ДО нажатия
на кнопку затвора, и как бы "двигать" момент срабатывание
затвора в пределах временного диапазона съемки. Например, хочешь
поймать момент, когда дельфин выпрыгнет из воды. Задаешь скорость
30 кадр/с (серия будет длиться 2 сек), и выставляешь на шкале, чтобы
записалось 1,4 сек до нажатия кнопки затвора, и еще 0,6 сек после
ее нажатия.
|
|
На иллюстрации слева запишется 45 кадров до нажатия кнопки затвора
(длительность съемки 1,5 сек), и плюс 15 кадров после нажатия кнопки
(еще 0,5 сек).
|
|
Скоростная съемка может идти со вспышкой. При скоростях 1-7 кадр/сек
работает обычная вспышка (до 20 кадров), а при больших скоростях
(10-60 кадр/сек) в режиме вспышки работает светодиод - впрочем,
мощность его слабовата.
Все настройки гибкие и удобные, разработчики выжали из камеры,
наверное, все что можно. Скоростные режимы разрешено комбинировать
с режимами группы PASM. Например, в приоритете выдержки S ты можешь
укорачивать выдержку до 1/40000 сек - правда, и освещенность сцены
при этом должна быть соответствующей.
|
|
Сняв серию, ты можешь как записать все кадры, так и отобрать вручную
лучшие: пролистываешь отснятое на экране и отмечаешь кнопкой затвора
нужные кадры. Повторным нажатием кнопки можно отменять выбранные
кадры. Дальше переходишь к сохранению отобранного - и тут, увы,
есть некий баг. Если ты, отобрав снимки, перешел к экрану сохранения,
а потом передумал, решил изменить набор - к выбору уже не вернуться.
Впрочем это не катастрофа, поскольку остается возможность сохранить
серию целиком.
Другой баг, также непринципиальный - если ты снимал в RAW, то камера
забывает вернуться к нему по окончании высокоскоростной съемки (скоростные
режимы работают только в JPEG'е).
|
|
Видеосъемка также может вестись в высокоскоростных режимах: 300
кадр/сек при разрешении 512x384, 600 кадр/сек при 432x192 и 1200
кадр/сек при 336x96 (узкая полоска). Во всех случаях на экране выделяется
центральная зона кадра, в пределах которой и ведется съемка. Есть
также вариант с переменной скоростью 30-300 кадр/сек при разрешении
512x384 (скорость переключается между двумя крайними значениями,
эту функцию можно поручить кольцу на объективе).
|
Режим просмотра
|
Увеличение в режиме просмотра - до 8х. Дисплей качественный, дает
резкую и адекватную картинка. Обрати внимание на пункт "Инф.
на дисплее" в меню просмотра. рекомендую выбирать вариант Стандартная,
тогда обычный фотоснимок с соотношением сторон 4:3 отображается
полностью, а слева и справа получаются черные полосы (ведь монитор-то
расширенный). Если же включить вариант Широкоформат, то экран заполняется
на всю ширину, однако кадр обрезается сверху и снизу, и ты получаешь
ложное впечатление о том, что действительно поместилось в кадр.
|
Подробности
|
Брекетинг
Помимо обычного экспобрекетинга, возможен брекетинг по балансу
белого и по автофокусу (не все сразу, конечно, а один тип на выбор).
Настройка (3 или 5 кадров и ширина вилки) сопровождается наглядной
картинкой-схемой на мониторе.
|
|
Функции кольца
Кольцо на объективе по умолчанию управляет зумом, но в меню можно
включить и другие варианты - ручную фокусировку или управление скоростью
при серийной съемке (что получается действительно очень оперативным
и удобным).
|
|
Сюжетные программы
Среди тридцати сюжетных программ (BS) есть необычные. Например,
запуск высокоскоростной серии при появлении в кадре движущегося
объекта (или наоборот, при его выходе из кадра) - можно снимать
птичек в гнезде, или что-то подобное.
|
Сравнение с конкурентами
Функциональность Casio Exilim Pro EX-F1 уникальна. Подобрать этой камере
прямых конкурентов, способных потягаться с ее исключительными способностями
в области высокоскоростной съемки, на момент написания обзора не представляется
возможным.
Гостья из будущего?
Фото и видео - разные типы искусства. По подходу, по технике, по мировоззрению.
Поэтому вряд ли нынешние серьезные фотографы кинутся снимать видео, если
в их фотокамерах (даже зеркальных) добавится такая функция, и наоборот,
видеооператоры не рванут делать фотоснимки. Но почти наверняка вскоре
появится новое поколение "универсальных снимальщиков", которые
будут делать то и другое с равным энтузиазмом, для них все будет неразделимо,
и ограничивать себя тем или иным типом съемки они просто не смогут.
Думаю, что в этом смысле EX-F1 - предвестник будущего. Похоже, что фото
и видео сольются в некое универсальное искусство. И хотя уже давно в мобильные
телефоны встроены "видеокамеры", все компактные фотоаппараты
снимают видео, а видеокамеры делают фотоснимки, пожалуй, именно EX-F1
перешла некий рубикон, рубеж по качеству. И наверное, уникальной на рынке
эта камера останется недолго, у нее появятся последователи. Вероятно,
мы видим рождение нового сегмента.
Качество снимков
Мы не раз просили производителей притормозить гонку мегапикселей, мы
хотели 6 Мп на большой (для компакта) матрице 1/1.8" - вот и получили,
и спасибо за это. Снимки до ISO 800 получаются весьма приличными (кстати,
RAW снимается только при ISO 100 и 200). Не понравилось, что автобаланс
белого бывает нестабилен от кадра к кадру, особенно если усложнить автоматике
задачу - например, при включении заполняющей вспышки в солнечный день
кадры ощутимо желтеют.
Что касается видеосъемки - EX-F1, конечно, не заменит профессиональную
видеокамеру, однако в целом выдает очень приличное видео в режимах HD,
вполне приемлемое для домашнего использования. Что касается сверхбыстрого
видео - до скорости 300 кадр/сек качество хорошее, разрешение 512X384
еще достаточно высоко, и 10-кратное замедление при воспроизведении позволит
увидеть много интересных нюансов.
Тестовые снимки
Все иллюстрации, показанные в разделе "Тестовые снимки",
приведены без каких-либо обработок.
Изменен только размер (Resize) - без последующего повышения резкости.
Параметры снимка (см. ниже): автоматический режим, ISO 100, выдержка
1/640 с, диафрагма F/3.8,
баланс белого "Авто", фокусное расстояние 7.3 мм (36 экв. мм).
Ниже - два фрагмента исходного снимка в масштабе 1:1.
Следующий снимок демонстрируют высокоскоростную съемку при 60 кадрах/сек.
Автоматический режим, ISO 100, выдержка 1/1600 с, диафрагма F/2.8, баланс
белого "Авто", фокусное расстояние 12.3 мм (61 экв. мм).
Сделать снимок лопающегося воздушного шарика без этой функции гораздо
сложнее.
Другие снимки:
Баланс белого "Авто" в условиях смешанного
освещения (естественный свет из окна плюс люминесцентные лампы).
Справа - фрагмент исходного снимка в масштабе 1:1.
|
|
Выводы
Плюсы
- Зум 12х
- Оптический стабилизатор
- Ручные режимы
- Обилие функций и настроек
- Серийная съемка до 60 кадр/сек при 6 Мп
- Высокоскоростная и HD-видеосъемка
- Поддержка формата RAW
- Поддержка внешней вспышки
|
Минусы
- Нет широкого угла
- Неповоротный монитор
- Не очень качественный электронный видеоискатель
|
Все очень удобно и разумно, в том числе гибкие настройки высокоскоростных
режимов.
Возможности скоростной съемки столь широки и необычны, что небольшие
функциональные минусы легко простить.
Снимки соответствуют уровню хорошего компактного фотоаппарата. Видео
в HD - также очень приличного качества.
Высокая цена вполне соответствует необыкновенным возможностям этой
модели - если тебе они действительно нужны.
Редкий случай - модель, получившая две восьмерки, заслуживает максимальной
итоговой оценки. Да, Casio Exilim Pro EX-F1 уникальна - это одновременно
Full-HD-видеокамера и фотоаппарат с продвинутыми настройками и возможностями
сверхскоростной серийной съемки. Хотя по качеству снимков она все же
уступает зеркалкам.
Для кого эта камера
Камера замечательная, однако хорошенько подумай - подходит ли она именно
тебе? Если ты часто снимаешь динамичные сюжеты, где действительно важно
поймать точный момент - тогда да, это само то! Если ты просто любишь поиграться
с супернавороченными новинками - тоже да! Однако если снимаешь в основном
пейзажи и портреты - то вряд ли финансовые вложения будут оправданны,
ибо возможности камеры останутся незадействованными полностью, а ведь
за эту цену есть зеркалки, качество снимков у которых все же существенно
выше.
Смотрите также - Сравнение шумов четырех
фотоаппаратов 6 Мп (в том числе Casio Exilim Pro EX-F1).
Фотоаппарат предоставлен представительством компании
Casio
в России.
|