Дмитрий Крупский |
Начало | Про меня | Музыка | Фото | Юмор | Разное | Карта сайта |
Путешествия | Галерея | События | Обзоры фотоаппаратов |
Фото >> Обзоры >> Темнота - друг молодежи Сравнительный обзор пяти компактных камер
Май 2006 Признайся, что, выбирая камеру, ты не задумывался о диапазоне светочувствительности ISO, в котором она может работать. А ведь, наверное, не хочешь, чтобы вместо лиц друзей на снимках получались пересвеченные вспышкой блины, а красивый ночной город вдали безнадежно тонул во мраке? Возможность съемки с высоким значением ISO - это не только качественные портреты без вспышки, но и уменьшение смаза, и интерьеры с натуральным освещением, и скрытая съемка. Большинство компактных камер имеют диапазон ISO 50-200, у некоторых есть ISO 400, а уж ISO 800 - и вовсе большая редкость для компакта. В этот тест мы отобрали несколько таких камер. Вначале кратко представлю участников этого обзора, потом расскажу о методике тестирования, а дальше уже перейдем собственно к тесту. Будут приведены тестовые снимки и сделаны выводы. |
Методика тестирования Конечно, все камеры, попавшие в этот обзор, не раз были героями посвященных им персональных тестов. Там подробно рассказывалось о плюсах и минусах этих камер, о том, насколько хорошо они снимают видео и какие искажения дает объектив. Сейчас же мы сосредоточимся на тех параметрах и возможностях, которые напрямую связаны именно с работой в условиях недостаточного освещения. Конечно, не забудем и о дневной съемке, без нее не обойтись, и все же вспомни - какой немалый процент снимков ты делаешь в комнате, на празднике, на вечерней улице, а то и на концерте или в музее. Между прочим, классическая ночная съемка почти не подпадает под наше исследование - поскольку выполняется со штатива, с минимальным значением ISO и длительной выдержкой. С этим сейчас неплохо справляется большинство фотоаппаратов. А вот камерам, позволяющим снять огни ночного города безо всякого штатива, с рук, мы сегодня уделяем пристальное внимание. Параметр 1 Ты, вероятно, знаешь, что при высоких значениях ISO главной проблемой цифрового изображения становятся шумы, то есть разброс яркости или цвета близко расположенных точек изображения, соответствующих заведомо однородному участку снимаемого объекта. Синее небо становится крапчатым, а тени - разноцветно-пятнистыми. Чем ниже уровень таких шумов (меньше разброс их яркости), тем лучше. Однако важен не только уровень шумов, но и их характер. Во-первых, равномерные, мягкие шумы могут иметь приятный глазу вид, быть похожими на благородное пленочное зерно - такие шумы иногда даже намеренно добавляют к изображению для эстетического эффекта. И напротив, шумы бывают грубыми, неравномерными, когда пиксели сбиваются в группы, имеющие резкие края неправильной формы. Во-вторых, внутрикамерные процессоры с шумами активно борются - пытаются найти однородные участки изображения и загладить шумы, одновременно не потерять мелкие детали, сохраняя или даже повышая резкость на границах объектов. Иногда это выглядит хорошо и естественно, а иногда приводит к замыливанию, замазыванию целых участков, создает эффект акварельного рисунка, тогда как контуры объектов могут, наоборот, становиться неестественно резкими, зубчатыми, или даже приобретать светлые ореолы - тогда говорят об эффекте избыточной резкости ("перешарпе"). Параметр 2 Автоматике камеры несложно справиться с установкой правильного баланса белого в ясный день, поскольку спектр солнечного света хорошо известен. Сходная картина - и при работе со вспышкой. Но в тех условиях, о которых мы говорим, источники света могут быть самыми разнообразными - и обычными лампочками накаливания (наиболее частый вариант), и неоновыми огнями рекламы, и свечами, и лучами закатного солнца. В таких условиях корректно установить баланс белого не так просто. Более того, как именно это делать - и вовсе спорный вопрос. Например, если сцена освещена приглушенным зеленым светом от настольной лампы, наверное, этот атмосферный эффект в той или иной мере можно и сохранить. Однако классическая трактовка все же предполагает, чтобы белый объект (точнее, цветонейтральный при солнечном свете) - лист бумаги, разрезанная сырая луковица - не имел бы на снимке ни зеленоватого, ни пурпурного, ни любого другого оттенка.
Параметр 3 Какой бы хорошей ни была автоматика, порой приходится вмешиваться в ее работу - вносить экспокоррекцию, вручную ставить выдержку. Наличие гистограммы на экране, индикация экспопары (диафрагма/выдержка) позволяют осознанно изменять параметры съемки, тем самым получая лучшие результаты. Мы также не забудем оценить и режим просмотра, и монитор, и полезные фичи, и общее впечатление от удобства работы.
Как выставлялись оценки Мы пользовались десятибалльной шкалой и принимали во внимание, главным образом, качество получаемых снимков, а также технические характеристики камеры и субъективное ощущение от удобства работы с ней. Каждый из трех параметров был разбит на несколько, для получения всесторонне взвешенной оценки, так что всего набралось почти двадцать критериев. Любопытно, что победитель определился вполне однозначно, а остальные камеры набрали практически равное количество баллов. Это лишний раз подтверждает, что производители хорошо балансируют свои изделия - если у камеры отличная матрица, то может оказаться более слабая оптика, у другой чуть хуже картинка, зато с ней очень удобно работать, и так далее. Главное - решить, что для тебя важнее! Fujifilm FinePix F11 Мы знаем, что предыдущая модель линейки - FinePix F10 - отлично зарекомендовала себя низким уровнем шумов при съемке в условиях низкой освещенности, которой и посвящен этот тест. Однако появились камеры, способные бросить вызов потенциальному фавориту. Выдержит ли F11 конкуренцию?
Уровень шумов очень низок во всем диапазоне. При ISO 800 картинка отличная, при 1600 - вполне приемлемая. Шумы имеют мягкую, "пленочную" структуру, цветовой шум минимален. Детализация великолепна, сохраняются все мелкие детали, работы шумоподавления не видно вообще. Как ни крути, а по этому параметру Fujifilm FinePix F11 - безусловный лидер.
Помимо использования автоматического баланса белого и шести пресетов, камера позволяет устанавливать ББ по образцу - например, по белому листу. Этот способ, пожалуй, является наиболее универсальным и обеспечивает лучший результат в сложных условиях, хотя, конечно, требует дополнительных затрат времени и сил. В целом работа ББ камеры, как и экспозиционной автоматики - на очень хорошем уровне, хотя идеальной ее назвать нельзя.
Организация меню удобна, управление продуманное, есть "быстрая кнопка", на экране появляется предупреждение о возможном смазе, а также отображается значение экспопары. Однако у этой камеры, единственной из всех тестируемых, на экран не выводится гистограмма, а ведь это очень полезная функция. Режим просмотра работает медленно, и вообще не очень удобен. Кроме того, камера (опять же единственная в тесте) не русифицирована, для некоторых это может оказаться серьезным минусом.
По сумме трех параметров сравнения Fujifilm F11 делит лидерство с Kodak V550. Однако еще раз подчеркну, что по качеству картинки в тяжелых условиях, по низкому уровню шумов и высокой детализации изображения F11 нет равных. Kodak EasyShare V550 Kodak ориентировал модель EasyShare V550 на автоматическую съемку без проблем и усилий для пользователя. Однако V550 обладает совокупностью функций и возможностей (в том числе ISO 800), вполне позволяющих ей посоревноваться в нашем тесте за звание лучшей камеры.
Максимальное значение светочувствительности у этого аппарата - ISO 800, причем доступно оно только при пониженном разрешении кадра (1,8 Мп). Таким образом разработчики искусственно уменьшают уровень шумов, так как усредняются значения нескольких соседних пикселей, и изображение получается более сглаженным (впрочем, для отпечатков небольшого размера и 1,8 Мп - это неплохо). С этой оговоркой можно сказать, что результат очень хорош - шумов мало, детализация тоже вполне приличная.
Помимо автобаланса белого, есть еще четыре: день, лампа накаливания, флюоресцентная лампа и тень. Работа ББ во всех режимах великолепна. Даже автоматический ББ обеспечивает очень точный результат в сложных условиях. По этому параметру Kodak EasyShare V550 - лидер нашего теста.
Управление во многом неожиданное и не всегда удобное. Достаточно сказать, что включение/выключение предвспышки нужно делать через меню (да еще и в разделе установок). Кстати, предвспышка такая мощная, что ее легко принять за основную, и люди уходят из кадра. На вспышку есть отдельная кнопка, на верхней панели, а все остальное управление - через меню. Режимов приоритета диафрагмы и выдержки нет. Есть экспокоррекция, на монитор выводится гистограмма, однако экспопара не отображается (у единственной из тестируемых камер). Сложно организовано и взаимодействие камеры с компьютером. Все эти недостатки в значительной степени компенсируются большим количеством сюжетных программ (их 20) и наличием оптического видоискателя, который очень пригодится при ярком солнце.
Пожалуй, камера в наибольшей степени из всех тестируемых ориентирована на автоматическую работу. И надо отдать ей должное - автоматика у нее действительно отличная, снимки получаются хорошими как бы сами собой. Olympus mju DIGITAL 800 Производитель позиционирует mju DIGITAL 800 как модель, подходящую для съемки в любых ситуациях - на солнце и в дождь, ночью и днем. Обещаны чуть ли не революционные возможности съемки в условиях низкой освещенности - благодаря технологии Bright Capture. Проверим?
При полном, 8-мегапиксельном разрешении детализация великолепная. Изображение жестковато, оно идеально подойдет для печати сразу из камеры, а вот для обработки на компьютере менее пригодно. Интересующие нас значения чувствительности ISO 800 и 1600 доступны при разрешении 3 Мп. Здесь ситуация хуже - шумы активно подавляются, но заодно теряются и мелкие детали.
Баланс белого - авто и шесть предустановок (ясно, пасмурно, лампа накаливания и 3 варианта флюоресцентных ламп). Авто ББ дает классический результат - легкую желтизну при съемке под лампами накаливания, зеленоватый оттенок при флюресцентных лампах. А вот с использованием пресетных установок результаты отличные.
Удобство - это вообще категория субъективная. Фирменная идеология Olympus мне лично представляется очень удобной. На колесе располагаются: макрорежим (стрелка вниз) и вспышка (вверх), стрелки влево-вправо управляют режимами приоритетов диафрагмы и выдержки (при их активизации). По кнопке ОК попадаем на "быстрые функции": экспокоррекция, разрешение кадра, баланс белого, а также входим собственно в меню. Кроме того, на корпусе слева находятся еще 4 кнопки: режим просмотра, информация на дисплее, таймер/удаление, а также режим Guide - это краткий, но все же самый настоящий мануал с полезными подсказками (съемка против света, размытый фон, компоновка по меткам и многое другое). На мониторе отображается гистограмма, экспопара и экспокоррекция. Есть 19 сюжетных программ.
8-мегапиксельная матрица, хорошая оптика и автоматика обеспечивают отличные кадры при съемке днем. Но если освещение недостаточно, а ты хочешь снимать без вспышки - Olympus mju DIGITAL 800 лидером считаться никак не может. Pentax Optio WPi Pentax сделал все возможное, чтобы за довольно небольшие деньги предоставить пользователю камеру с широчайшим набором возможностей. У Optio WPi богатая функциональность, удобное управление, подводная съемка... но мало того - предлагается еще и возможность съемки при свечах.
Картинка рыхловата, и шумы присутствуют, уже начиная с минимальных значений чувствительности. Проработка мелких деталей тоже не очень хороша - правда, это станет существенным только при больших размерах отпечатанных снимков. При полном разрешении кадра диапазон значений ISO простирается до 400. Optio WPi является примером камеры, в которой интересующая нас чувствительность ISO 800 доступна с определенными ограничениями - в данном случае, только в сюжетном режиме "Свеча", при разрешении 1 Мп. Такое решение порой применяется производителями, и это лучше, чем ничего.
Баланс белого в автоматическом режиме работает не идеально, но зато очень хорош при установке в одно из пресетных значений: день, тень, лампа накаливания, флюоресцентные лампы. Более того, есть возможность задать ББ по образцу. Это лучший способ, лишь две камеры в нашем тесте имеют такую возможность.
По части эргономики Optio WPi оказывается лидером нашего теста! У него есть все: и индикация экспопары, и переназначаемая функциональная кнопка, и очень удобное меню. На экране не только видно гистограмму, но и наглядно отображаются пересвеченные и недодержанные участки будущего изображения прямо во время съемки. Отметим также, что объектив у этой камеры не выдвигается из корпуса, что неудивительно, поскольку аппарат может использоваться для подводной съемки (формально говоря, на глубине до 1,5 метров, и не дольше 30 минут).
Pentax Optio WPi - камера с хорошо сбалансированными возможностями. Получаемые снимки не лишены недостатков (которые и вообще довольно характерны для компактов), но зато работать с камерой очень и очень удобно. Sony Cyber-shot DSC-N1 Sony вскользь упоминает, что в DSC-N1 реализован алгоритм "Clear RAW NR". Можно лишь предположить, что речь идет о шумоподавлении, которое происходит на более ранней фазе обработки изображения, чем это делается в других камерах.
8-мегапиксельная матрица и хороший объектив обеспечивают отлично детализированную картинку - особенно при дневной съемке. Однако шумы становятся заметными при всех значениях ISO выше 100, а при интересующем нас значении 800 становятся существенными.
Помимо автоматического баланса белого, доступны пять предустановок - ясно, облачно, лампа накаливания, флюоресцентная лампа, вспышка. Возможность ручной установки по образцу не предусмотрена, но в данном случае это не катастрофа, поскольку автоматический ББ работает очень хорошо.
Управление организовано своеобразным образом. Режимы съемка/просмотр/видео переключаются ползунком, а клавиша управления зумом необычно маленькая, но не в этом дело. Главное, что камера имеет большой сенсорный экран, который активизируется кнопкой, и дальше уже все управление производится нажатием на выделенные части экрана. Что ж, дело вкуса. Фотографам со стажем это может и не понравиться, а тем, кто успел привыкнуть к наладонным компьютерам - наверное, все будет ОК. Информации на дисплее много, есть и гистограмма, и экспопара. А среди необычных возможностей - мультимедийное слайд-шоу с загрузкой любимой музыки, а еще есть видеоредактор, можно рисовать прямо на экране!
Sony DSC-N1 - отличная камера с высоким качеством снимков, сенсорным экраном и другими интересными особенностями. Однако ее сильные стороны лучше проявляются в условиях хорошей освещенности, а также при работе со вспышкой. Часть 2 Во второй части обзора приведены тестовые снимки, оценочные баллы сведены в единую таблицу, названы два победителя теста - Лучшая Камера и Лучшая Покупка. Благодарю фирмы, предоставившие фотоаппараты для тестирования: Дэнко СПб, Мега-Фото, Пентар, Скорпион. Полностью этот обзор опубликован в журнале Лучшие Цифровые Камеры (апрель 2006). |
На главную страницу | В раздел Фото | Материалы "О фотографии" |
© 2003-2009
Использование материалов сайта возможно только с разрешения автора |